Главная » 2016 » Март » 9 » И это всё о ней, или как на Яранск железную дорогу строили
15:41
И это всё о ней, или как на Яранск железную дорогу строили

70 лет назад, в 1946 году, начался очередной этап строительства железной дороги на Яранск по маршруту Йошкар-Ола - Яранск - Котельнич. Газета «Кировская правда» писала в июле: «Строительство ведется методами скоростной народной стройки... В ноябре дорога должна вступить в строй».

Однако…

В 1947 году было принято совместное постановление облисполкома и обкома партии «Об окончании строительства железнодорожной ветки Йошкар-Ола – Яранск». В нем говорилось: «Сложившаяся обстановка с тяглом в районах настоятельно требует быстрейшего окончания начатого по инициативе колхозников строительства железнодорожной ветки Йошкар-Ола – Яранск, что позволит своевременно обеспечить завоз горючего для МТС на период уборочных работ и озимого сева, а также вывозку хлеба на государственные склады урожая 1947 года».

Было запланировано построить 35 километров пути, причем 22 километра в 1947 году, 13 километров — в 1948 году. К работам привлекались колхозники из Яранского, Корляковского, Пижанского, Салобелякского, Кикнурского, Санчурского и Тужинского районов. Всего планировалось задействовать 4 тысячи человек и сто лошадей.

Все были уверены, что наконец-то Яранск станет железнодорожной станцией. Облплан занялся разработкой перспектив дальнейшего железнодорожного строительства. На заседании 24 августа 1946 года было решено: «Первоочередными линиями принять: Советск – Вятские Поляны и Яранск – Советск – Котельнич». А в письме в Наркомат путей сообщения, кроме этих линий, указывались еще и линии Яранск – Шахунья и Яранск – Советск – Молотовск (Нолинск).

По намеченной трассе от Яранска к границе с Марийской АССР за 1946–1948 годы было подготовлено 30 километров земляного полотна, заготовлена древесина для шпал. Однако приказом Министерства путей сообщения железнодорожное строительство в Кировской области законсервировали. Получив такое решение, председатель облисполкома Н.И. Светлаков обратился с просьбой к заместителю председателя Совета Министров СССР Л.П. Берии разрешить финансирование строительства в сумме 5 миллионов рублей и посылку на участок строительства «старогодных рельсов». Однако ответ был отрицательным: все средства страны были направлены на восстановление разрушенного войной хозяйства…

…И только через тридцать лет, в начале 1976 года, железная дорога в Яранск всё же пришла: государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию многострадального участка Табашино – Яранск протяженностью в 40 километров.


Подготовил С. Савин, по материалу В. Жаравина «История строительства железной дороги на Яранск».
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №9 от 04.03.2016 г.
(Яранск, Санчурск, Кикнур, Тужа)
.

Категория: Яранск | Просмотров: 1590 | Добавил: Alex_Spacon | Теги: поезд, железная дорога, Яранск | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):