13:32 Лучшая инклюзивная школа | |
Одной из проблем отечественного образования является развитие новых подходов к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом всё активнее заявляет о себе современный образовательный подход – инклюзия или включение.
Инклюзивное образование – это образование, доступное каждому ребёнку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности. Оно предоставляет возможность быть включённым в систему общего образования, в единый процесс обучения и воспитания, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества. 28-29 июня в Москве состоялся финал и награждение победителей IV Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Организатором мероприятия выступило Министерство образования и науки Российской Федерации. 5 номинаций. 64 региона-участника. 51 учреждение – финалист. 15 победителей, один из которых – школа-интернат г. Советска. Третье место в номинации «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»! Потрясающий результат! Заслуженная победа! Решение о выдвижении КОГОБУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» для участия во Всероссийском конкурсе принадлежало Министерству образования Кировской области и было поддержано Кировской областной организацией Всероссийского общества инвалидов. Надежды на успешное выступление известного в регионе учреждения оправдались: директор школы Н.М. Перминова вернулась из столицы с заслуженной наградой. Дипломы в рамочках пополнят «портфолио» образовательной организации, а прекрасный подарок – планшет и сборник материалов на тему инклюзивного образования – найдет применение в дальнейшей работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями. Так чем же покорил столичное жюри доклад Нины Михайловны? Что необычного в школе, расположенной поблизости? Какая «изюминка» скрывается в ней? Школа-интернат г. Советска работает в режиме ресурсного центра для детей с ОВЗ из многих районов Кировской области. В 29 классах и двух дошкольных группах обучаются 230 человек в возрасте от 3 до 18 лет, в т.ч. 12 дошкольников, 81 ребенок-инвалид. В интернате проживает 102 человека. Контингент воспитанников разнообразен: умственная отсталость – 106, нарушения слуха – 47, тяжёлые множественные нарушения – 34, задержка психического развития – 29, нарушения речи – 8, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, нарушения зрения – по 2. Работать и работать! В учреждении созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей, успешно реализуется программа «Доступная среда». Санитарная и сенсорная комнаты, поручни и пандусы, кабинет ЛФК, мобильный класс, специальное оборудование (верботоны, вибро-стол, индукционные петли, портативные увеличители и др.), логопедические тренажеры, компьютерные программы для диагностики и индивидуальной работы и многое другое на сумму более 3,5 млн рублей. Кадровый состав школы-интерната уникален: 25 сурдопедагогов, 8 учителей-дефектологов, 7 логопедов, 7 олигофренопедагогов, 6 педагогов-психологов, 3 тьютора инклюзивного образования. 90% учителей имеют высшее образование, некоторые прошли переподготовку по двум и более направлениям. 43% педагогов аттестованы на высшую категорию, 27% – на первую. Далеко не каждое учреждение имеет такие высокие показатели! Коллектив характеризует высокая степень включенности в проблемы детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их семей. На школьный консилиум может обратиться любой участник образовательного процесса (родители, педагоги, дети). Оказывается консультативная помощь и другим образовательным организациям района, округа, области. Обучение в школе ведется по основным и дополнительным образовательным программам. Большое внимание уделяется профориентационной работе, подготовке детей к сознательному выбору профессии, формированию трудовых навыков, развитию личностных качеств будущего работника и гражданина. В помощь педагогам – программы внеурочной деятельности и программы психолого-педагогического сопровождения: «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы», «Мой выбор», «Речь и культура общения», «Ремёсла», «Мир профессий». Работа ведётся поэтапно. В 1-4 классах идёт формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни общества. Диагностические методики, наблюдения, составление «Карты способностей» позволяют к 5 классу определить направление трудового обучения и в дальнейшем вести целенаправленную работу по профориентации. Направлений трудового обучения несколько: столярное и швейное дело, пчеловодство, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Учитывается востребованность профессий в регионе, возможность использовать полученные знания на практике. Особую роль в профориентационной работе играет внеурочная деятельность. Кружевоплетение, бисероплетение, вышивка лентами, резьба по дереву, цветоводство, пчеловодство, пошив и ремонт одежды... Выбирай на вкус! И выбирают! Сначала занятие по душе, затем профессию. Выпускники школы-интерната успешно обучаются в «Техникуме промышленности и народных промыслов» по специальностям: «кружевница», «резчик по дереву», «швея»; в Суводском лесхозе-техникуме по направлениям «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Пчеловодство». Умение же выращивать цветы, овощи, плодово-ягодные культуры пригодится каждому – жизнь-то длинная! Посещение спортивных секций способствует не только формированию здорового образа жизни, достижению высоких результатов в соревнованиях. Для многих спорт из увлечения перерастает в профессию: сначала обучение в Индустриально-педагогическом колледже г. Советска по специальности «учитель физкультуры», затем в институте физкультуры г. Уфы или другом. К примеру, Сидоров Михаил – победитель Сурдлимпийских игр в Болгарии – студент Башкирского института физической культуры. Ежегодно учащиеся школы участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, занимают призовые места: областной конкурс «Лучший по профессии», региональный и всероссийский конкурсы «Абилимпикс» (номинации «Бисероплетение», «Флористика», «Резьба по дереву», «Фотограф-репортер», «Художественное вышивание»); Всероссийский конкурс «Шаг навстречу». Высоких результатов на всероссийском и международном уровне добились обучающиеся и выпускники школы по дзюдо, русскому жиму, пауэрлифтингу, гиревому спорту. Работа по профориентации невозможна без организации социального партнёрства. Учреждение успешно сотрудничает со многими организациями города, района и области. Выпускники школы разных лет трудятся по рабочим специальностям на заводах, в высокотехнологичных отраслях экономики, в сфере обслуживания и здравоохранения, занимаются народными промыслами и сельским хозяйством. В жизни нет большей радости, чем помогать другим. Число детей с ОВЗ, детей-инвалидов растёт. Хорошо, что находятся люди, искренне переживающие за судьбы таких детей и их семьи. Люди, для которых работа - не просто профессия, а «благородная миссия»: делать добро, оказывать помощь. Замечательно, что такие люди есть и у нас в городе. Сегодня школа-интернат в центре достижений. Многое сделано коллективом, но есть к чему стремиться. Директор школы Н.М. Перминова мечтает, чтобы на базе учреждения был открыт ресурсный центр по инклюзивному образованию. Хочется верить, что мечта заслуженного учителя РФ сбудется, и ещё большее количество детей сможет жить полноценной жизнью. Жизнью, которая так прекрасна!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»