17:00 Золотой бас России | |
Совершенно неожиданно скончался на 91 году жизни Александр Филиппович Ведерников — солист Большого театра, народный артист СССР, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» и «Дружба народов». Почему неожиданно? Да потому, что в период с 29 ноября до 29 декабря я звонил ему 4 раза, и Александр Филиппович говорил, что чувствует себя прекрасно и даже готов петь что угодно душе. Видимо, повлияло большое волнение, связанное с юбилеем, поздравления президента, премьер-министра, многочисленных друзей и знакомых. Нужно учесть и то, что Александр Филиппович был чрезвычайно доброжелательным, отзывчивым, стремящимся всегда помочь любому в трудную минуту человеком. А уж о своеобразном народном русском юморе Ведерникова ходят легенды. Александр Филиппович моментально уничтожал стену преграды между ним и собеседником, и перед этим невозможно было устоять даже многочисленной аудитории. Вспоминаю первую встречу с певцом, состоявшуюся в старом Доме культуры в августе 1976 года, когда я поступил в Ленинградский институт культуры и вернулся в Советск в качестве работника ДК. Запомнилось его меткое замечание: «Был я с гастролями более чем в 30 странах, а такой красоты, как у нас на Вятке, нигде не встречал. На юге пальмы и магнолии стоят, как неживые, а здесь каждый листочек, каждый цветок поворачивается к солнышку и колышется даже от малейшего дуновения. Поэтому люблю я вятскую природу безмерно и всей своей натурой!» Кстати, Александр Филиппович родился 23 декабря 1927 г. в селе Мокино в семье зажиточного крестьянина. Из-за боязни раскулачивания семья переезжает на жительство в Челябинскую область. Именно здесь с 1943 по 1947 годы певец учится в горном техникуме. Только совершенно случайно, зайдя в экзаменационную комиссию, после прослушивания был принят в Свердловское музыкальное училище. Уже тогда преподаватели отметили большой диапазон голоса (бас — баритон), т. е. он мог брать самые высокие баритональные ноты (фа, соль) и в то же время самые низкие (ре, фа большой октавы). Одним словом, все басовые партии были ему подвластны. Прибавить к этому можно и прекрасную физическую форму и какой-то невидимый шарм, вызывающий приязнь к будущему певцу. После окончания училища он поступает в Московскую консерваторию, которую в 1955 году успешно заканчивает, и получает приглашение в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова в качестве солиста. В 1958 году в этом театре он с блеском дебютирует в роли Ивана Сусанина и получает приглашение в Большой театр в Москве. С 1958 по 1990 год был ведущим солистом партии баса в Большом театре, освоив важные роли в 37 операх! В 1967 году с огромным успехом выступал в роли Бориса Годунова из одноименной оперы М.П. Мусоргского, после чего был приглашен на открытие сезона в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Нужно напомнить, что в этой партии блистал великий Фёдор Иванович Шаляпин, что налагало особую ответственность на выступление А.Ф. Ведерникова в Нью-Йорке. И снова большой успех! После этого всем стало ясно, что в России взошла новая яркая звезда мирового уровня! «Я должен был поставить точку в концерте», — так мне сказал Евгений Тимофеевич Деришев, распорядитель концерта, посвященного 75-летию великого певца. У Александра Филипповича болели в то время ноги, и в перерыве между его выступлениями было три вставных номера для отдыха. Помню пианиста Ю. Сибирякова и певца, заслуженного артиста РФ Валентина Герасимова. У меня от волнения чуть голос не пропал. Но Ведерников, стоящий на сцене, громко сказал: «Валяй! Не скромничай!» И я запел: Люблю я сердцем вятские угодья, Люблю спокойный вятский говорок, На Мокино люблю смотреть со взгорья, Люблю Кукарку — тихий городок. Когда на склоне лет поймешь, Что жизнь вторую не займешь, Что жизнь одна и на миру светла она. Верь, что не зря в России жил, Не зря дружил, не зря творил, Знай, что любовь России делом заслужил. После припева есть небольшой проигрыш, и я вдруг почувствовал, что произошло нечто необычайное. Я взглянул на Александра Филипповича и поразился — это был другой человек — богатырь, глаза блестели, сияли особенным молодым, задорным блеском, вся фигура стала статной, монолитной, в общем, впечатление потрясающее. Зал буквально наэлектризовался. И я запел 2-й куплет: Свиридовской я музыке обязан, И Федосеев радостный со мной, И домик в Лыскове, к которому привязан, Стоит над славной Вяткою-рекой. Я помню, что припев исполнял с таким душевным подъемом, о котором не рассказать простыми словами. После припева идет проигрыш, а затем слова «Делом заслужил», в этот момент я подошёл к Ведерникову, подарил ему слова и ноты, мы обнялись. Что тут произошло в зале — зал встал и более 6 минут аплодировал нам, а Александр Филиппович на ухо тихо сказал: «А я ещё приеду выступать на Вятку! Я ещё поживу для людей!» Работники Дворца культуры сказали, что такого уже 10 лет не бывало на концертах, да и меня в фойе раз 8 пытались качать на руках, но я убежал в гримёрную. 29 ноября я позвонил Александру Филипповичу и сообщил, что еду на 50-летие музыкальной школы в п. Лебяжье, где работал 8 лет директором, и пошлю поздравление от Александра Филипповича, на что он сказал: «Знаю, знаю Лебяжье. Близко оно от моего домика! Поклон им от меня и музыкальный привет!» Я пообещал Ведерникову написать партитуру этой песни для народного оркестра, что и выполнил к 23 декабря 2017 года. Хочу закончить статью стихами: Плоть от плоти он вятский, хватский, русский мужик! Кисть, топор иль лопата — ко всему он привык! Александр вновь по сцене величаво идёт И про Волгу, про Стеньку и про княжну поёт! И шаляпинской правды продолжает он путь — Бьёт сердечным набатом сквозь могучую грудь! Таким сильным, добрым, весёлым и простым русским человеком останется он в наших сердцах.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»