14:02 Открытие нового факультета | |
Об открытии агрономического факультета на базе техникума промышленности и народных промыслов в Советске мы писали в предыдущем номере газеты. Также о планировании открытия факультета агрономии в 2020 году неоднократно говорил и глава Советского района С.А. Галкин, но раньше времени сообщать об этом мы по обоюдной договоренности не стали. Все ждали подтверждения решения со стороны Правительства Кировской области. И вот, 8 февраля 2019 г. обсудить вопросы, касающиеся открытия нового факультета, в Советск приехал заместитель председателя правительства области, министр сельского хозяйства и продовольствия Кировской области А.А. Котлячков. В техникуме промышленности и народных промыслов (ТПиНП) г.Советска был организован круглый стол с участием А.А. Котлячкова, руководителей сельхозпредприятий, глав некоторых близлежащих районов, представителей сельхозакадемии города Кирова, начальников отделов животноводства и растениеводства и др. заинтересованных лиц. С приветственным словом к участникам совещания обратился глава Советского района С.А. Галкин. Сергей Аркадьевич пожелал всем продуктивной работы, принятия взвешенного решения. Со своей стороны районная власть окажет необходимую поддержку. Речь идёт о важности открытия на базе ТПиНП агрономического отделения. Сельхозпредприятия давно испытывают острую нехватку специалистов данной отрасли. — Необходимость открытия агропромышленного отделения назрела давно. Такое отделение было в Яранске, но по ряду причин оно перестало существовать, хотя потребность в кадрах в сельском хозяйстве есть. Много было предложений, где именно создать агрономический факультет, например, на базе Орлово-Вятского с/х колледжа. Сегодня мы на базе техникума г. Советска вместе с общественным советом, который действует при Министерстве сельского хозяйства Кировской области, примем решение. Причем примем не закулисно, а через обсуждение и голосование членов общественного совета, руководителей с/х предприятий и приглашенных глав районов, – обозначил министр с/х А.А. Котлячков. Выступали многие участники круглого стола. Далее приводим выдержки их выступлений. — Агрономическое отделение при техникуме надо создать именно здесь, в Советске, так как после сельхозакадемии специалисты не идут обратно в село. А тут и практика рядом, сельхозпредприятий достаточно. Также географическое положение подходящее. И, как показывает статистика, выпускников техникумов в селе остается больше, чем после сельхозакадемии. — Считаем, что надо менять стандарт образования. Одна теория, а практики мало. Создавать учебные хозяйства. — Создавать надо такое обучение: в одном кабинете учишься, а через стенку проходишь практику. Лежа на кровати, ветеринаром или агрономом не станешь! — Приобретая новую технику, сельхозпредприятие должно обучить механизатора. Хотя бы пару дней с ним должен поработать наставник, чтобы научить его правильно эксплуатировать эту технику. — Иногда сталкиваешься с тем, что с/х предприятия не отпускают на специализацию своих работников. — Открытие данного факультета влечет за собой дополнительные расходы, губернатор должен это понимать. Поэтому нам необходимо обосновать их. Если мы сейчас увеличиваем расходы на образование, то в будущем оно будет приносить доход. От газеты мы задали вопрос: а наберется ли группа на этот факультет и каковы будут результаты обучения? Ответ перешел в дальнейшее обсуждение. По словам А.А. Котлячкова, многие руководители часто твердят: «У нас специалистов не хватает!» А агитационной работой у них никто не занимается. Многие выпускники с/х техникумов и вузов лично министру говорили, что им не предлагают место работы, приходится самим устраиваться в жизни. Общей мыслью выступающих стала возможность открытия такого факультета, который готовил бы универсального специалиста со знаниями инженера, агронома, механизатора, управленца. Учебные заведения не должны отставать от производства. Как всё это совместить? Представители техникума предлагали к профессии агронома добавить другие, например, садовод, пчеловод, цветовод и т.д. Они готовы предоставить обучение в зависимости от спроса хозяйств. То, что сотрудничество техникума и хозяйств будет – это уже очевидно, это гарантирует директор техникума. Механизатор, зоотехник, ветеринар, агроном не может стать универсалом, пока он не поработает в хозяйстве. Но такого специалиста мы получим не через техникум, а через приобретенный опыт, полученный в хозяйстве. А сегодня нужно дать основы для работы в хозяйстве, — отмечали выступающие. Конечно, в высказываниях было много вопросов, просьб, пожеланий и примеров из своего социалистического прошлого. А.И. Машкин, директор СПК «Ленинский» Пижанского района посетовал, что на сегодняшний день у них один агроном. В советское время давали хорошие знания, которые подкреплялись практикой. Сегодня специалистов такого уровня мало. Им в хозяйство нужно 3 агронома. Как сделать так, чтобы выпускники шли учиться на агрономический факультет? Как набрать группу? Он говорил, что сегодня дети не видят перспективы развития деревни. Сегодня просто-напросто «зачищаются» территории. Значит, надо властям разного уровня предусмотреть в своих программах развитие сельских территорий. А этого пока нет. О развитии села говорили многие. Зачем поедет молодежь на село, если нет садиков, домов культуры, фельдшерско-акушерских пунктов, аптек и т.д. Были нарекания на образование: новоявленные специалисты не могут сказать, что такое гектар, отличить зерновые культуры друг от друга по маленькому зернышку. Было понятно, что сельхозпредприятиям уже необходимо работать со школой: общаться с ребятами, знать, кем они будут в жизни, говорить и прививать любовь к родному краю, его развитию. А не надеяться на готовых специалистов. Интересное мнение участника совещания: «Как мне кажется, мы сейчас стараемся прыгнуть в уходящий поезд. Объясню почему. Вы все старше меня, вы видели, как работают ваши родители. Вы были бок о бок с ними. Мама идет на ферму – и вы с ней, отец в поле – и вы с ним. Дети спали в тракторах. И всех все устраивало. Сейчас все поменялось. При новой системе обучения дети не моют полы, не стирают с доски. Мы растим трутней. Мы сами отучили народ работать! У меня сын на уборочной 3 бункера намолотил, пускай рядом со мной. Но он почувствовал, что такое радость труда, потом съел 3 тарелки макарон». А.Н. Васенин, глава Пижанского района: «Полтора месяца я работаю в этой должности, ранее работал начальником РУО. Помню, когда открывали лицей в Советске, сколько было сомнений, а на деле получили прекрасный результат! Думаю, и тут все получится. Я работал в то время, когда всем классом ездили на картошку, и сейчас, когда разговариваю с людьми, многие через эту практику прошли и не жалеют об этом. Некоторые год отработали на тракторе, потом ушли в сельхозакадемию. И действительно, кто пошел туда после трактора или фермы, они сознательно выбрали профессию и получили специальность, и, как правило, оставались работать на селе. Как выйти из положения с точки зрения престижности образования? Если мы откроем специальность только агронома, то, извините, мы одним названием ребят отпугнем. Когда-то за 3 года я получил второе образование по специальности «экономика и организация с/х-го производства». Вот та программа, по которой я учился, она как раз готовила специалиста-универсала. Например, если говорить о названии, то можно факультет назвать «экономика и организация сельскохозяйственного производства с углублением изучения агрономии» или еще какой-нибудь специальности. Еще один момент: если мы ребенка не допустим на ферму, в поле, то где мы найдем в будущем специалистов? Мы детей с детского сада пытаемся водить на ферму, чтобы привить любовь к животным. Даже погладив корову, ребенок испытывает невероятные чувства. Любовь к земле и к животноводству воспитывается с детства. Еще предлагаю сделать программу 50 на 50. Пятьдесят процентов теории и столько же практики. И работать студентам не запрещено. В школе тоже трудиться не запрещено: ни полы мыть, ни с доски стирать. Только надо иметь письменное согласие родителей. Этим просто не хотят заниматься директора школ, зачем им лишние проблемы. Когда я работал директором школы, у нас в школе было полное самообслуживание. Точно также и здесь, не запрещено садить на трактор, не запрещено ходить на ферму, единственно надо, чтобы были соблюдены определенные условия. Вот такой подход к воспитанию я считаю правильным. Если из 20 человек хотя бы один после практики придет к нам, это уже будет хороший результат». Также на совещании затронули вопрос практики студентов. Как оказалось, не во всех хозяйствах хотят возиться со студентами-практикантами, что-то объяснять, что-то показывать. Возникло много вопросов по поводу того, какой контингент мы подтянем и насколько прочно эти специалисты закрепятся в хозяйствах. Представитель техникума ТПиНП: «Два года назад был запущен проект стипендии при четырехстороннем соглашении, при котором обязательно отслеживается следующее: хозяйство направляет ученика, бюджет области платит стипендию от 1,5 до 3 тысяч рублей. Дальнейшая задача работодателя — взять нашего специалиста на работу, а специалисту прийти и отработать 3 года. Где студент еще и пройдет практику. В данном случае, если хозяйство заинтересовано в данном студенте, оно может и добавочно платить стипендию. Сейчас этот проект можно сказать пробуксовывает». Одно из мнений: Идея создания этого факультета в Советске хорошая, перспектив и возможности для реализации молодежи здесь больше, чем в Яранске, так как там практически прекратило жизнь сельское хозяйство. В Советске лучше с автобусным сообщением, чем где-либо. Если автобуса нет, служба такси тут работает хорошо. В.Н. Ведерников, директор АО «Мокинское»: «В основном в техникуме получают профессию механика, если появится новый факультет, то часть ребят пойдет туда. И это замечательно. У нас многие оканчивают девять классов, и перед ребятами встает выбор: либо идти в среднюю школу, либо в техникум. Думаю, что многие пойдут в техникум. Здесь и общежитие хорошее, и коллектив профессиональный. Вопрос по поводу возвращения ребят в село открытый. Каждый родитель старается отправить ребенка в город. К сожалению, у родителей задача обеспечить детей на стороне, а не у себя на малой родине. Действительно, территории «зачищаются». Дети, когда взрослеют, почему-то портятся. Когда студенты приезжают на первую практику, то они еще очень послушны и трудолюбивы, любят все познавать. А на второй год приходят такие, что их бывает и не узнать. У них меняются потребности. Кому-то машину родители подарили, у кого-то любовь. На первый курс я не нарадуюсь, на тракторах работают, к прицепу подъедут, на втором они ленятся, а на третьем – не работая, кладут документ с просьбой отметить, что практика закончилась. И на волю. А про факультет, то он очень нужен. Если кто считает, что мало платим, то сейчас многие готовы вывернуться на изнанку, чтобы доплатить». В обсуждении принял участие генеральный директор ООО «Управляющая компания «Шахунское молоко» А.А. Маликов: «Добрый день, дорогие коллеги! В свое время я окончил училище, которое мне знаний дало больше, чем институт. И когда я в училище учился, то мы после учебы обязательно ходили на практику. Считаю, что если здесь, в техникуме, будут работать преподаватели-профессионалы, то универсального специалиста нам подготовят. Я ратую за Советск, так как в Советском районе и близлежащих районах в колхозах много хорошей импортной техники, есть где проходить практику. Недалеко от техникума есть площадка бывшего молокозавода, где можно на этой технике обучать зимой, летом – непосредственно в хозяйствах. Есть хозяйственные руководители, которые плачутся, что нет людей. Как нам тяжело жить! Что, будем умирать? – спрашиваю. Нет. Так что? Умирать мы не хотим. А чем помочь? Молчат. Спрашиваю, рожь будете сеять? Не будем, – отвечают. Пшеницу будете сеять? Не будем! Ну давайте будем умирать. Нет, хотим жить. Но если мы хотим жить, тогда надо трудиться. Искать человека, специалиста. Или готовить, учить для работы в сельском хозяйстве». Безусловно, существуют разные способы привлечения молодёжи на село: и целевое обучение, и специальные стипендии, и предоставление жилья молодым специалистам. Вывод – название факультета нужно продумать, образовательную программу пересмотреть с учётом потребностей предприятий, усилить мотивационную работу, расширить стандарт профессии. Министру А.А. Котлячкову вспомнилось: «В советское время была программа сселения деревень. До сих пор слышу обсуждение этой программы. В то время пошел процесс оттока людей из деревень. И если бы не укрупняли деревни, то сейчас их вообще бы не было. Благодаря этой программе сселения закрепили людей в больших деревнях, приостановили поток миграции людей в города. Мне, как бывшему инженеру, советское время не хочется вспоминать. Мы неплохо были подготовлены, но инженер был ценен доставанием запасных частей. Разве для этого учили? Сегодня другая техника. Я вырос и работал с отцом на Т-54, хороший трактор. Дальше ДТ-75 был еще хуже. Я работал в хорошем хозяйстве, но мне приходилось всю зиму ремонтировать трактора. Весной на посевную выехали, опять сломались. Поэтому в этой жизни все относительно. Слава богу, сейчас другая техника, другой производитель. Если мы поставим в техникум новую технику, то нужно будет создать условия, делать филиал, чтобы преподаватели и дилеры от разных заводов смогли приезжать, преподавать и знакомить с новинками. Считаю, что технический центр надо делать в Советске при техникуме. Подытоживая наше совещание, спрошу, какую точку в нашем обсуждении ставим?» Присутствующие хором ответили: «Открывать!» Далее председатель Общественного совета вынес вопрос на голосование. На фото, уважаемые читатели, вы видите, как дружно все проголосовали. Кроме того, в этот же день при участии министра и руководства района прошло производственное совещание на базе АО «Русь». А.А. Маликов, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Шахунское молоко», отчитался об итогах работы предприятий холдинга за 2018 год.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»