Главная » 2020 » Январь » 3 » Наш пролетарский поэт
15:59
Наш пролетарский поэт

В январе 2020 года есть памятная дата, связанная с историей литературы: 95 лет назад Большаков Семен (Электрохлебный), крестьянский поэт из деревни Абрамычи Яранского уезда участвовал в 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей в Москве (1925). Кто же он, этот человек, и как получилось, что именно ему доверили представлять на самом высоком уровне нашу новую литературу?

Родившийся в 1896 году в глухой провинции, в небольшом селении Абрамычи, мог ли он мечтать, что в будущем побывает в стольном граде, будет выступать в окружении известнейших писателей? Но так случилось. Случилось, благодаря его таланту, активности и огромной вере в торжество наступившего социального строя – советского. Образование у него было невеликое – два класса церковно-приходской школы, однако, по мнению современников, знал он больше тех, что закончили высшие учебные заведения. Помогали природный талант, пытливый ум и самообразование. Революция открыла ему двери в литературу. В 1918 году Семен вернулся после службы в армии на родину, в Яранский уезд. Его появление, по отзывам современ ников, умножило революционные силы уезда. Через уездную газету «Голос трудового народа» (позднее газета свое название поменяла) поэт будил темные крестьянские умы, звал их на революционные преобразования. Он долгие годы был поэтом газеты, работал секретарем районки с 1930-го по 1940-й и с 1942-го по 1944-й годы. Его общий журналистский стаж составил 22 года.

Поэт живо откликался на все знаковые события в стране. В 1919 году, в тяжелый для молодой советской республики период, он публиковал в местной газете «Крестьянин-коммунист» стихотворения: «Песнь железа и огня», «Коммунистическая марсельеза», «Песнь последней борьбы». Партия повседневно звала на укрепление союза рабочего класса с деревней, и Семен создал произведение под названием «Смычка города с деревней». Голод 1921 года, продразверстка под весь хлебный запас - все это больно ударило по крестьянским дворам, и Большаков пишет с горечью: «Карфетник – крестьянское блюдо. Хлеб-суррогат в недород. Когда же получше-то будет? Дождется ли бедный народ?» Тонко подмечая ростки всего нового, рождаемого строительством социализма, поэт стремился донести это новое до широких народных масс. Он не посвящал этому больших стихов, а писал более понятные многим частушки. Например, вот такая – на атеистическую тему:

«Нет на свете Бога, черта,

Рая, ада, в жутком зле,

Люди сами стали боги,

Рай построят на земле».

К слову, Семен Петрович создавал и более значительные произведения, такие как пьесы в стихах. Три из них - «Макс Гельц в тюрьме», «В этот день родился Ленин», «Пытки в застенках Румынии» - с успехом прошли на сцене Вятского губернского театра; пьесу «Эй, народ, слушай уисполкома отчет» поставил коллектив народного театра в Яранске.

Два года Большаков был слушателем рабоче-крестьянского университета в Вятке, где неплохо усвоил азы литературы, философии, истории, политической экономии. И здесь поэт не расставался с пером. Он редак тировал все издания университета, в том числе и литературно-художественный журнал «Тачка». Он устанавливал связи с писательским миром губернского города, принимал живое участие в организации Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей и стал одним из руководителей ее.

В 1925 году Семена Большакова избрали на первую Всесоюзную конференцию пролетарских писателей, о которой я упомянула в самом начале заметки. Стоит сказать, что конференция проходила в очень тяжелых условиях, при полном отсутствие средств. Кипела острая борьба между сторонниками и противниками пролетарских писателей. Одни отрицали возможность существования пролетарской литературы и заявляли, что главной литературной силой в наше время могут быть только попутчики, представители мелкобуржуазного крыла. Представители другого фронта дали им жестокий отпор. В целом конференция «показала мощь пролетарской литературы и правильно наметила линию на идеологическом фрон те». Это был для С.П. Большакова второй университет. Выступая перед участниками конференции со своими стихами, он получил признание певца крестьянской жизни. Семен лично познакомился с Д. Бедным, Маяковским, Гладковым, Серафимовичем, Есениным.

Вернувшись в Яранск, Семен Петрович выступал на предприятиях, в учреждениях, во всех школах с докладами о первой Всероссийской конференции пролетарских писателей. К нему, как к магниту, тянулась моло дежь. Он не отталкивал ее от себя, а в 1929 году создал из тех, что любили поэзию и сами стали пробовать писать, «Ассоциацию крестьянских писателей». В этом же году был выпущен литературный альманах «Первая зелень». В него вошли произведения 45 авторов и вступительная статья главного редактора - Семена Большакова. Не особо умелые, произведения сборника ярко отражали пролетарскую позицию авторов, рисовали картины повседневной жизни деревни того времени. Большинство их имели пропагандистский характер, то есть были пронизаны идеями борьбы за советскую власть и внедрения в массы коллективизма, борьбы с кулачеством и других, характерных для эпохи, новых общественных процессов.

Одновременно с поэтической и общественной работой Большаков учил и воспитывал целую армию рабселькоров, его перу принадлежит брошюра «В по мощь селькорам». В эти годы Семен начал подписывать свои стихи, статьи, фельетоны псевдонимом Семен Электрохлебный, под которым поколение тридцатых годов его больше знает, чем Семена Большакова. В коротких эпиграммах за подписью Семен Электрохлебный, Семен Меч он почти в каждом номере бичевал лодырей, бесхозяйственных деятелей, расхитителей социалистического добра, на каждый факт умело подбирая свой жанр (частушки, басни, поэмы).

Когда началась Великая Отечественная война, поэт в числе добровольцев стал защитником Москвы. Знаменитые «Катюши», на которых воевал С.П. Большаков, наводили ужас на захватчиков. Но военное счастье оказалось для солдата-поэта непродолжительным. Тяжелая контузия от взрыва вражеской бомбы надолго выбила перо из рук поэта. Он вернулся в свою деревню, где был избран и честно трудился председателем родного колхоза «Абрамычевский». В последние годы жизни Семен Большаков жил в деревне Пепеничи Никольского сельского совета, находясь на заслуженном отдыхе.

Через все творчество С.П. Большакова (Электрохлебного) проходит одна общая тема – непобедимость русского трудового народа. Огромная вера в это, которую исповедовал он сам и которую вселял в других. Вот строки одного из стихотворений, написанного в 1943 году:

«Кому свободу отдавал народ – герой?

Кто в силах вольных нас заполонить войной?

Никто не может победить советский строй!

Мы награждали всех врагов страны могилой.

Нет, он непобедим, народ отчизны милой!»

(Яранский колхозник.- 1943, 7 ноября (№ 66)).


Марина Лутошкина.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №01 от 03.01.2020 г.
(Яранск, Санчурск, Кикнур, Тужа).

Категория: Яранск | Просмотров: 1142 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):