17:50 Территория детства | |
Страна — это не только мегаполисы В Яранске состоялась I Межрегиональная конференция «В интересах Детства», в работе которой приняли участие дети и взрослые Кикнурского, Советского, Яранского районов, города Кирова. К сожалению, широкой общественности, включая родителей и педагогов, да и самим детям практически неизвестно, что ещё в мае 2017 года вышел Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и что два года из этих десяти лет уже прошли. Серьёзные средства выделены на повышение благосостояния семей с детьми, возводятся новые и реставрируются старые школы и детские садики… Всё это отлично, но едва ли существенно изменит ситуацию, если по всей стране, а не только в столицах и региональных центрах, не появятся достойные рабочие места для родителей, если на первом месте будет забота о материально-техническом оснащении школ, предметные результаты, а не качество человеческой личности. По итогам минувшего года: в районе появилось 162 малыша, а умерло 416 человек; в брак вступили 84 пары, а разводов – 88. И такая картина наблюдается практически везде в глубинке России. А страна — это ведь не только мегаполисы! Подарите детям Детство Хорошо, что Детство объявлено приоритетом. Злободневно. Нужно. Правильно. И может быть, именно сейчас как никогда уместно обратиться к истории педагогики – отечественной и зарубежной – той педагогики, которая была ориентирована на интересы ребёнка, на заботу о нём. К временам, когда школьная психология и педагогическая наука и практика имели одну цель – качество и здоровье личности растущего человека. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Дайте детству созреть в детях», — писал Ж.Ж. Руссо, великий философ, педагог-просветитель. И советского педагога В.А. Сухомлинского больше всего волновало и тревожило, чтобы школа не забрала у малышей их «детских радостей», детства, чтобы школа не стала для детей «бесконечной, внешне увлекательной, но пустой игрой», чтобы не превратилась в «нудное обучение». Актуальными и созвучными сегодняшнему дню являются взгляды Сухомлинского на экологию Детства, охрану школьников второго периода детства от умственной перегрузки. По этому поводу он писал: «Мы не допускаем увлечения такими приемами «эффективного», «ускоренного обучения», в основе которых лежит взгляд на ребенка как на электронный механизм, способный бесконечно усваивать и усваивать. Ребенок – живое существо, его мозг – самый тонкий, самый нежный орган, требующий внимательного и осторожного отношения. Дать начальное обучение за три года можно, но только при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормального развития детского организма». Может быть, наши выпускники школ, среди которых лишь 10% абсолютно здоровых, были бы крепче, если бы смотреть на них, не как на электронный механизм. Всем известно, что только от здорового семени рождается здоровый плод. Что дальше будем иметь? Строить больницы и гордиться этим: много построили современных больниц... Плохо. Грустно. Неправильно. Неразумно. На мой взгляд – профилактика лучше. Детские центры в регионах за пределами областных городов, когда дети могут сочетать работу за компьютером с прогулкой на природе, с возможностью посадить дерево, искупаться. Качественная экология — лучше. Сохранение рек, лесов, бережное отношение к недрам – в интересах детей – лучше. То же и с ростом негативного поведения детей и подростков: лучшая профилактика – качественное общение взрослых и детей, неподдельный интерес к их внутреннему состоянию. Этого беседами и «неделями профилактики» не достичь. Детство – время, когда ребёнок учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Когда детство наполнено глубоким ценностным содержанием, активным взаимодействием с миром, оно становится ресурсом, обращаясь к которому маленький человек взрослеет, делает выбор, принимает решения, развивается и движется вперёд. Не случайно детство названо «ковшом душевной глуби». Необходимо добрыми, яркими впечатлениями наполнить детство — в этом миссия взрослых: родителей, педагогов, представителей власти. Растущий человек должен иметь возможность всматриваться в произведения архитектуры, живописи, наблюдать рассветы-закаты, любоваться капелькой росы («Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться…»), слушать шелест листьев, раскаты грома («Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно…») – и это не лирика. Глубина личности формируется качеством и разнообразием жизненного материала. И качеством прикосновения к этому материалу. Должно быть не беглое следование мимо явления, а сосредоточение на нём. При работе с детьми не может быть суеты. Не нужно обилие мероприятий – нужно их качество, которое достигается серьёзной подготовкой и «послесловием» - анализом в разных формах. Акции, наверное, тоже нужны, но большой воспитательной нагрузки они не несут. Я согласна с теми психологами, которые утверждают, что сегодня нарушено соблюдение закона природы и ориентирование на естественный, биологически обусловленный темп психического развития детей — при их кажущейся взрослости. Нарушен главный принцип педагогики — следования за природой ребёнка. Обо всём этом я говорила в своём выступлении на конференции «В интересах Детства». Кроме того, поделилась нашим опытом организации жизни классного сообщества на основе деятельности разновозрастного разностатусного сообщества детей и взрослых. Объединим усилия Принимаем во внимание высокие цели Десятилетия Детства и то, что забота государства о детях названа в числе приоритетов; учитываем важность привлечения к единой выстроенной политике в области Детства широкого круга общественных организаций и институтов гражданского общества, родительской общественности, педагогов; осознаём необходимость общественного договора между семьёй, школой и государством (требование государственных образовательных стандартов) – поэтому и выступления спикеров посвящены современным вызовам, стоящим перед каждым из нас, взрослых. «Родитель как наставник инженерно-технического творчества ребёнка» — так назвала своё выступление И. Вылегжанина, кандидат педагогических наук, директор ЧУДО «Познание», член Общественной палаты Кировской области. — Сейчас со стороны государства делаются шаги, чтобы поддержать семью с детьми. Это здорово. Мы сегодня говорим о создании Территории Детства, а у нас, в нашем центре «Познание» — Территория Открытий. Мы даём возможность нашим детям удивляться, постоянно познавать что-то новое, потому что познание начинается с удивления. И мы видим, что родителей тоже надо этому учить. И мы придумали школу наставников детских инженерно-технических проектов для родителей и педагогов. И получили грант президентский. Сейчас возможность получать гранты – реальная. Поддержала коллег М. Бородатая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и молодёжной политики ВятГУ, зам. директора ЧУДО «Центр социально-психологической помощи». В своём выступлении «Семья и школа: объединяем усилия» Марина Николаевна сказала о важности партнёрства педагогов с родителями для того, чтобы решать вопросы воспитания детей: — Государство предоставляет возможности, создает условия, а мы с вами на практике создаём механизмы воплощения своих идей в изменившейся социально-педагогической реальности, — обратилась она к участникам конференции. — Задача педагогов – сделать из родителей союзников. Должно быть педагогическое просвещение. Надо возвращать всеобуч, который в 1961 году создал В.А. Сухомлинский, и сегодня много об этом говорится, и государство выделяет на это средства. И если в Юго-Западном образовательном округе будет создаваться Центр гуманитарного образования, то вы как раз и будете двигаться в направлении вовлечения родителей в образовательную деятельность. У Галины Вадимовны в этом есть великолепная практика, и очень хорошо, что она её сегодня заземляет в Яранске. Сегодня школа — не вымирающее звено, а центр деятельного участия по вовлечению детей в жизнь. Мы формируем единое событийное пространство, участниками которого являются учитель, ребёнок и родитель. Сейчас проводятся конференции международные, куда приглашают детей. Дети сами говорят о проблемах, их волнующих. И на одной такой конференции прозвучала очень важная мысль: «Если что-то вы делаете для нас, но без нашего участия - это значит, вы это делаете против нас». Все, что делается для ребенка, должно делаться с участием ребенка. В программе Яранской конференции запланировано выступление детей. Это вообще-то ноу-хау мировое, но, как видите, Яранск среди лидеров в этом направлении. Модель образовательного десанта как одна из форм развития сельских территорий была представлена К. Колесниковым, кандидатом педагогических наук, директором АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования», Почётным работником общего образования. О развитии социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информационно-коммуникативных технологий рассказала Г. Тютина, директор Центра развития личности «ФОТОН», аспирант Пермского ГГУ. Л. Банникова, директор ООО «Наивный мир», пригласила к размышлению о текстильной игрушке как средстве развития творческого мышления детей. Объединение всех в интересах Детства – ключевая мысль выступлений всех спикеров. Всё было представительно, научно, умно, работало на заявку высокого статуса Первой конференции, и этот статус нужно бы закрепить и удержать в дальнейшем, акцентируя выступления уже на опыте местных образовательных учреждений. А планка взята высокая. Создаём Территорию Детства Одним из вопросов конференции, над которым размышляли участники, стал вопрос о создании «Территории Детства» для большого Юго-Западного образовательного округа Кировской области (а лучше бы это вообще произошло в масштабах Приволжского федерального округа!). Такая Территория должна быть в сельской местности как инновационная площадка сотворчества детей и взрослых - в виде современного семейно-педагогического кластера, сочетающего в себе несколько направлений: комплексное развитие личности, семейное воспитание, повышение квалификации всех, кто имеет отношение к Детству, – на основе сотрудничества детей и взрослых. И дети, и взрослые, принявшие участие в конференции, считают, что такая Территория нужна. У нас есть прекрасная воспитательная почва, концепция разработана, есть хорошее апробированное содержание для сотрудничества, принятое детьми и родителями, получившее высшие оценки научно-педагогического сообщества. Есть желание собрать детей и взрослых в естественном декоре при хорошем методическом обращении к истории, культуре, географии. Помог бы кто…Будем писать. Будем просить – уже от имени конференции: итог её – в результатах мозгового штурма, когда все группы вынесли решение: «Территории Детства быть!». Хотелось бы, чтобы государство услышало наш голос. Детству не нужно роскоши. Ему нужны достойные условия и душа. Ярким и трогательным моментом конференции стало представление пятиклассницей Черанёвой Ксенией экспозиции «Достоин звания Герой Советского Союза» музея «Здесь Подвига рождение» (с. Рождественское) с последующим исполнением всеми участниками конференции песни «От героев былых времён». Ведь год нынче особый, юбилейный, и нельзя не вспомнить о тех, кто защищал родные поля, деревни, сёла: многие жизнь отдали за будущее (наше сегодняшнее), в том числе и за будущее российской глубинки, которую любили, в которую верили. Территория Детства федерального уровня федерального подчинения способна улучшить разные направления социальной жизни в нашем регионе, а также в образовательной политике в целом, так как - это возможность отдыха и оздоровления детей совместно с родителями (на сегодняшний день в Юго-Западном образовательном округе Кировской области нет ни одного загородного лагеря); - это совершенно новая форма повышения квалификации учителей на основе совместного с детьми и родителями практического освоения наиболее актуальных образовательных технологий; - это серьёзная занятость населения, создание качественных рабочих мест, связанных не только с педагогической деятельностью. Мы тоже верим. Делаем всё, что можем, чтобы она жила. И ждём помощи.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»