07:32 Во славу Вятского края | |
Поколение наших дедов и отцов. На юные плечи легли тяжелые испытания неустроенности быта, голода и войн… Жизнь складывалась так, что детство их было коротким. Иногда слишком коротким. Рано повзрослели мальчики первой половины минувшего века. В 15-17 они уже и командовали полками, и работали, и были – совсем по-взрослому – кормильцами своих семей. Сейчас в эти лета (да и постарше!) еще играют в «танчики» и «войнушки», даже и не думая о самостоятельности. А тогда время диктовало свои законы. Было оно жестким и суровым. Не до баловства. Расскажу об одном человеке из поколения тех, кто повзрослел рано и сделал много полезного для вятских людей. Родился он в семье дочери владельца шорной торговли Никандра Яковлевича Лутошкина - Евдокии и «золотых дел мастера», ювелира - Петра Куклина. Семья имела в Яранске ювелирную мастерскую, а затем – в Вятке – свой магазин. Детей у пары родилось двое – дочь Лидочка и сын, которого назвали редким именем, – Руфин. О нем и буду рассказывать. До революции Куклины не бедствовали. Не растерялись и после прихода советской власти. Кроме ювелирного дела, имел Петр Васильевич еще и склонность к технике, а потому стал одним из первых преподавателей в городской профтехшколе. Вместе с коллегами по работе оборудовал для Яранска пожарную машину «АМО-Р-15». Подросли дети. Лидия стала педагогом, преподавала английский язык в женской гимназии, затем работала в школах города. Руфин же, проучившись в школе 2-й ступени, поступил затем в школу механиков. Там освоил свой первый автомобиль – «НАГ» – с тентом, заводной рукояткой вместо стартера и деревянными колесами. Деятельность трудовую юноша начал в 16 лет, поступив на Яранскую машинно-тракторную станцию. Именно ему, как бригадиру и, вообще, наиболее «продвинутому» и ответственному работнику, поручили в 1931 году поехать во главе группы механиков для получения для Яранской МТС тракторов, первенцев советского тракторостроения – «Фордзонов-путиловцев». Всего тогда их было доставлено три. Машины по мере движения в пункт назначения производили настоящий фурор. Невозможно забыть, - рассказывал Руфин Петрович, - как смотрели на них люди, как дивились чуду: «Гляди, без лошади, а бежит!» Перед первым выездом новых тракторов в поле состоялся митинг на Красной площади, на котором, как было принято в те годы, произносились пламенные речи с пожеланиями улучшений и достижений в сельском хозяйстве. В деревнях трактора и трактористов встречали с огромной радостью и воодушевлением, с удивлением следя за их первой бороздой по колхозному полю… По итогам работы бригада №1 получила переходящую премию – гармонь, а бригадир ее – Руфин Куклин – грамоту ударника 1-й пятилетки и подарки – хромовую тужурку, сапоги и спецодежду. В 1932 году, когда был направлен на курсы старших механиков в Горький, принимал участие в установке оборудования для строящегося автозавода ГАЗ. После окончания курсов Куклин был направлен в Советск. Здесь ему довелось доставлять для МТС машины ГАЗ-А, собранные из фордовских комплектующих, а еще – две новые полуторки ГАЗ-АА и одну из первых моделей мотоциклов ИЖ-7. Впоследствии сам же обучал управлению новой техникой.
Приметили деятельность Руфина Петровича и в 1939-м перевели в Кировское областное управление сельского хозяйства на должность инженера-механика. Начались в тот период в стране перебои с топливом. Поручили тогда Руфину Петровичу дело большой важностью – заниматься переоборудованием машин и тракторов с жидкого топлива на дрова, отвечать за работу газгольдеров. Так что годы военные прошли у Р.П. Куклина на фронте трудовом. Всю свою жизнь до самой пенсии проработал Руфин Петрович по части горячо им любимой техники – инженером-механиком. Обучал новичков, внедрял новые образцы техники. А какие только экземпляры не пришлось ему освоить за большую жизнь! Это и «Победа», и ЗИС-5, и легендарный ГАЗ-М-1, и машины трофейные – «Опели», «Шевроле»… А в 1957 году получил от родного сельхозуправления ГАЗ-67, и с той поры стал с этой машиной неразлучен. Очень любил за ее замечательные свойства – простоту в ремонте, отсутствие всяческих «наворотов». Когда предлагали ему поменять «газик» на другие машины, даже на «Волгу», отказывался. И продавать не стал, не изменил своей любимой машине. В Яранске в 1981 году по случаю 50-летнего юбилея МТС состоялось торжество, на котором первый трактор «Фордзон-путиловец» установили на пьедестале у здания сельхозтехники. На этом событии присутствовал и почетный гость – один из первых трактористов – Руфин Петрович Куклин. На фотографии вы видите его рядом с трактором «Фордзон-путиловец» и любимой машиной ГАЗ-67.
Долгой и яркой была жизнь Руфина Петровича Куклина – всего два месяца не хватило до возраста 99 лет! Почти вся она, с самой ранней юности, есть пример беззаветного служения технике и людям. Этот Мастер, имевший большой талант и не менее большое трудолюбие, безусловно, заслужил искреннее уважение и светлую память земляков.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»