09:26 Вячеслав Зайцев нас не спасет! | |
Наивно полагая, что продвижение бренда зависит от участия громкого имени, я обратилась за помощью к гуру нашего подиума, известному модельеру и дизайнеру Вячеславу Зайцеву. «Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! — с упоением писала я. — Наш край знаменит не только тем, что нашего губернатора Никиту Белых заточили в СИЗО по обвинению во взятке, и не только тем, что у нас растут рыжики и ведутся раскопки динозавров. Еще у нас есть наше кружево и кружевной промысел, который, увы, переживает не лучший период. Я хочу, чтобы мы имели свой бренд и развивали сам промысел, чтоб он обрел свое развитие и продолжение, а не закончился и забылся. К сожалению, в последнее время кружево уже начинают называть вятским, а оно не вятское — оно кукарское! Присмотритесь к нашим вятским кружевным узорам, может быть, они вдохновят Вас на создание новой коллекции, чему все мы, жители Кукарки, были бы очень рады и горды!». И ведь не обманули меня ожидания. Ответ от Вячеслава Зайцева пришел! «Спасибо, Оксана, за совет, интересно было бы посмотреть ваши кружева вблизи. Будет возможность, пришлите, пожалуйста, образцы или фото, я с удовольствием помогу вам!» Вот так. А что дальше? Подпрыгнув от радости, я побежала к кружевницам. Любовь Михайловна Анцыгина, руководитель артели кружевниц, согласилась встретиться и обсудить мое предложение. До разговора с ней я понимала, что отрасль находится в упадке, но оказалось, что я даже близко не могла себе представить масштабы приближающейся катастрофы. Как известно многим советчанам, артель кружевниц, которая размещается в помещении Дома детского творчества была открыта на средства гранта, выигранного Советским районом на поддержку и развитие народных художественных промыслов в 2012 году. В коллективе работают профессионалы, которых, к сожалению, становится с каждым годом все меньше.
Да, артель еще держится на плаву благодаря оптимизму и энергии своего руководителя: ежегодное участие во всероссийских выставках-ярмарках «Ладья», проводимых ассоциацией «Народные художественные промыслы России» в Москве дважды в год; поездки на встречи Вятского землячества по приглашению председателя правления Виктора Петровича Савиных. Но продажи кружевных изделий в последнее время сильно упали, поэтому, по словам руководителя, артель на данный момент работает только на зарплату и налоги, на развитие денег нет. — Любовь Михайловна, большинство промысловиков жалуются на плохую реализацию изделий народных промыслов. Как у вас с этим? — С реализацией стало заметно хуже. Иногда выполняем индивидуальные заказы, создаем какие-то новые вещи. Раньше здорово выручали выставки, теперь участие в выставках очень дорогое: 1 м2 выставочной площади в Москве стоит больше 10 тыс. рублей, кроме того, нужны деньги на билеты, проживание. И нет никакой гарантии, что участие в выставке будет удачным. Регулярно приходят рассылки-приглашения на различные ярмарки, но постоянно выезжать на них не получается. К примеру, выставка в Екатеринбурге получилась для нас такой: сколько затрачено, столько денег и заработано, то есть выгода нулевая. Продажи упали везде. Часть товара отдаем в магазины на реализацию, но поступление денег за проданный товар идет очень медленно. Совсем недавно появилась информация про отдел в универмаге специально для местных промысловиков, но это то же самое, что в Кирове. Недавно я провела ревизию, так, оказывается, там есть товар, который был сдан на реализацию в 2012 году. Но это кружево! Изделия могут потерять товарный вид, поменять цветовой тон от длительного хранения. И что потом будет с кружевом? Куда я его должна буду деть!
Я понимаю, что нет средств, но ведь и нам как-то жить нужно, поэтому отдавать товар на реализацию все равно приходится. Материалы у нас недорогие, но вот процесс плетения кружевных изделий трудозатратный, поэтому и цена зависит от количества времени, потраченного на изготовление. Продать дорогое кружево сейчас сложно, вот и приходится порой отдавать изделия по очень низкой цене, потому что вне зависимости от продаж я должна каждый месяц выдавать зарплату и платить налоги. — Ну, а если выходить на крупные заказы, искать серьезного заказчика? — гнула я свою линию с Вячеславом Зайцевым. — У нас силы не те. В 2000 годах мы уже сотрудничали с Вячеславом Зайцевым, выполняли на заказ несколько изделий по лекалам его Дома Моделей. Коллектив у нас маленький, и больших объемов в короткие сроки нам не осилить. Такие заказы требуют напряженной подготовки: разработка рисунка, обрисовка оригинала. В данный момент кружевницы, которые у меня работают, уже все приближаются к пенсионному возрасту, а некоторые уже выходят на заслуженный отдых. Молодежи нет, нет смены поколений. В техникуме ТП и НП ведется набор по профессии «Кружевница», но группы с каждым годом все меньше, а работать по специальности они не идут. — Может быть, работа с известным дизайнером даст какой-то толчок, какой-то престиж кружевоплетению, и молодежь захочет освоить эту профессию? — Это работа не для всех. Заставить себя работать кружевницей, чтобы просто зарабатывать, невозможно, это дело нужно любить. Пока, как можем, сохраняем промысел, но что будет дальше? Кружево переживало разные периоды — взлеты и падения, — но одно я знаю точно: это не бизнес, и без поддержки государства мы можем его потерять. Один в поле не воин. — Кукарскому кружеву, на Ваш взгляд, не хватает брендинга, раскрутки, продвижения? — Возможно. Надо больше информации. Я понимаю, что нужно больше работать с интернетом, но это должен быть человек, который непосредственно и целенаправленно занимался бы этим. Сайт у нас есть, и он нуждается в обслуживании, нужно добавлять туда новые фото и информацию. Но все это не так просто, а оплачивать такого рода специалиста нам не под силу. — Как Вы относитесь к инициативам, которые сейчас продвигает Николай Смирнов, по созданию Дома ремесел? — Я и предприятие открыла только потому, что нам в администрации района обещали Дом ремесел. В перспективе планировалось объединить мастеров, оформить выставочный и торговый залы, организовать курсовую подготовку, даже разрабатывали программу курсовой переподготовки. Для этого нужно было выделить хотя бы две ставки, а мастера могли бы заниматься творчеством, обеспечивать себя и развиваться. — Как Вы считаете, если и в лучшие годы не удалось открыть Дом ремесел, то сейчас, наверное, не лучший период для того, чтобы это делать? — Нет, я так не считаю. Предприятие «Азимут» в Кирово-Чепецке совместно с администрацией сумели решить вопрос. Выделено помещение на льготных условиях, где реализовано два проекта: выставочный зал, проведение мастер-классов, экскурсий и оборудована мастерская для трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Когда есть желание, то и возможности найдутся. К сожалению, мы сами не в силах решить этот вопрос. Можно долго разговаривать о том, что ситуация очень сложная. Вообще, народные художественные промыслы не должны быть направлены на зарабатывание денег, чтобы выжить. Это не бизнес! Это не просто наш личный интерес! Это достояние народа, которое веками передавалось из поколения в поколение. Такие брендовые промыслы, как кружево, дымковская игрушка, изделия из капа и некоторые другие, вообще можно освободить от налогов. Мы не должны быть только представителями брендового ремесла, нам нужна помощь и поддержка. На голом оптимизме ситуацию не спасти. Да, это благо, что у нас есть помещение, пока работаем. Средств уже не хватает даже за электроэнергию заплатить. На день платеж задержал — сразу штраф. Все идет к тому, что мы просто вынуждены будем закрыться. Коллектив у нас очень хороший, кто-то уже выходит на заслуженный отдых, но у меня даже язык не поворачивается сказать «девочки, мы закрываемся, всё!». Работу они, конечно, найдут, но промысел Кукарского кружевоплетения останется в стенах музеев. — В чем выход? Что бы вам помогло? — Трудно сказать, какой выход. В любом случае это поддержка района, области, государства, чтобы сохранить бренд. Даже во время войны он не был забыт. У нас не хватает оборотных средств, и если бы мы были освобождены от налогов, то нам было бы намного легче. Надо детям прививать с детского сада, какие-то мероприятия проводить в школе, что сейчас, в принципе, уже начали делать, чтобы ребята не только знали о промыслах, но и хотели ими овладеть. Наши дети от этого очень далеки, их больше интересуют компьютеры, телефоны. Если мы раньше ходили в кружки и на вязание, и на плетение, и еще на что-то полезное, то сейчас это большая редкость. К нам на экскурсии приезжают школьники из других городов, чаще из Кирова. Принимать экскурсии — дело хлопотное, потому что чаще всего нужно проведение мастер-классов, оформление выставки готовых изделий, а это всегда большая подготовка, к тому же помещение для этого у нас неподходящее. А после экскурсионной группы нужно рабочую мастерскую подготовить к рабочему процессу. Вот и прошел мой выходной (экскурсии проходят в выходные дни)! Поэтому мы и мечтали о Доме ремесел с магазинчиком, отдельным выставочным залом, музеем, помещением для мастер-классов. Вполне можно было бы собрать группу желающих обучиться ремеслу через курсовую подготовку. На выставках постоянно подходят с вопросом: «Где можно научится плести кружева?». Есть люди заинтересованные в этом не только в нашей области, но и за ее пределами. — Что отвечаем Вячеславу Зайцеву? — Вот я даже не знаю что сказать, потому что образцы мы ему скинем, но ведь для коллекции ему нужно что-то свое. Всю коллекцию нужно отрисовать, а потом сплести, а это, ох, как нескоро. Будет ли он ждать? Наверное, придется отказаться. Вячеслав Зайцев нас не спасет, если мы сами ничего не предпримем.
Если честно, то после общения с руководителем артели кружевниц оптимизма у меня явно поубавилось... Видимо, прочитав мои эмоции по выражению лица, Любовь Михайловна изменила интонацию и с улыбкой проговорила: — Ну, мы можем и покрасочнее рассказать! У нас так здорово, у нас экскурсии приезжают, у нас столько товара! Вот только бы еще его продать...
В то же время кружево ручной работы остается в тренде не только в России, но и в мире. После выхода модной коллекции российского дизайнера Ульяны Сергеенко кружевными платьями от елецких и вологодских мастериц обзавелись звезды шоу-бизнеса мирового масштаба: Бейонсе, Наталья Водянова, Кейт Хадсон, Керри Вашингтон и Эмилия Кларк. А вот есть ли будущее у кукарского кружева — большой вопрос, и только мы с вами сегодня можем на него ответить.
Подготовила
Оксана Лачкова. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»