16:07 Яранскому механическому – 84! | |
Завтра, в субботу, в канун Дня металлурга, АО «Яранский механический завод» отмечает свой день рождения. К началу XX столетия город Яранск сложился как центр крупного сельскохозяйственного уезда на юго-западе Вятской губернии.
К тридцатым годам с развитием индустрии и появлением на полях сельскохозяйственной техники возникла необходимость в создании ремонтных мастерских. В 1932 году, у городского леса на восточной окраине Яранска (по адресу: улица Красная, 50), был заложен корпус ремонтной мастерской машинно-тракторной станции. В августе 1933 года мастерская сдана в эксплуатацию как машинно-тракторная мастерская, где работало 18 человек.
В канун пятидесятилетия Яранского механического завода ветеран предприятия Анатолий Кириллович Сарафанников вспоминал: «В числе первых курсантов Яранской машинно-тракторной станции я получил права тракториста и весной 1931 года сел за руль «Красного путиловца», выехал в колхоз на распашку паровых полей. Зимой тракторы ремонтировали в небольшой мастерской школы механиков. Помещение было небольшое, поэтому встал вопрос о создании ремонтной базы. И вот осенью 1932 года на восточной окраине Яранска была заложена мастерская. Строительные работы провели в сжатые сроки — за один год. Производственный корпус состоял из двух помещений: холодного — для разборки-сборки тракторов и тёплого — механической мастерской, в которой стояли две печи-голландки. Были сверлильный станок, газосварка и вулканизационный аппарат. Вот и вся механизация.
Трудностей хватало, но никто не унывал. Директор мастерской Василий Степанович Андрианов умел словом и личным примером поднять людей на преодоление трудностей, вселить в них уверенность в успехе дела. Жили мы, ремонтники, в общежитии, питались в рабочей столовой». Мастерская занималась капитальным ремонтом тракторных двигателей тракторов марки «Фордзон» и «Интер». В то время подъёмных приспособлений и транспортных средств не было. Все трудоёмкие работы проводились вручную. Станочный парк был очень малочисленным и примитивным. Токарные станки приводились в движение вручную с помощью зубчатой передачи. Позднее процесс вращения станков был усовершенствован. В мастерской организовали силовую установку: сначала поставили нефтедвигатель с генератором, а позднее — двигатель ГАЗ-ММ. Вращение нескольких станков стали производить с помощью электроэнергии через трансмиссию, посредством ременных передач. Один из таких токарных агрегатов работал на заводе до 1958 года.
20 августа 1939 года мастерская оказалась в огне внезапно возникшего пожара, сгорело всё оборудование, остались одни закопчённые стены... Капитально восстанавливать мастерскую пришлось уже директору Фёдору Андреевичу Коновалову. За восемнадцать лет, что он проработал на заводе, предприятие далеко шагнуло вперёд: установлены пять токарных станков, локомобиль в 60 лошадиных сил, шлифовальный станок, два станка для прижига подшипников, станок для расточки цилиндров. Светлую память оставил о себе Фёдор Андреевич: рядом с заводскими корпусами зеленеет прекрасный парк, которому директор отдал много сил.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»