Главная » 2017 » Август » 6 » Аэронавт
18:48
Аэронавт

Испокон веков называли кукар «большеголовыми», умными то есть. И действительно, сколько замечательных людей являются нашими земляками.

Вот, например, в прошлом году исполнилось 120 лет аэронавту Ивану Ивановичу Зыкову. Родился он в 1896 году в Рассветаевском починке (называли это место еще и Головин починок Водозерской волости, сейчас Лесниковское сельское поселение Советского района). Окончил Кукарское городское училище в 1912 году, здесь же лесное училище в 1914 году. Затем почти год служил в лесничестве в Кильмези. А в 1915 году И.И. Зыков призывается в армию и обучается в Саратовской школе прапорщиков. В 1917 году он уже окончил офицерскую воздухоплавательную школу в городе Петрограде. Весной 1918 года был демобилизован из армии, вернулся в Кильмезское лесничество. Но проработал там лишь до сентября. А с осени 1918 года и до последних дней своей жизни Зыков безупречно служил в рядах Советской Армии и все это время был связан с авиацией. Вот некоторые факты из его биографии, рассказывающие о службе.

В годы гражданской войны с октября 1918 года по январь 1919 года был командиром воздухоплавательного отряда Вятского дивизиона на территории Вятской губернии. С января 1919 года по декабрь 1921 года — в воздухоплавательных отрядах Волжско-Каспийской флотилии и Одесского укрепленного района. Потом курсы пилотов аэронавтов ВВС РККА в Кунцево под Москвой. С декабря 1922 года по февраль 1926 года служил старшим инструктором высшей воздухоплавательной школы в Ленинграде, затем командиром воздухоплавательного отряда в Воронеже. Вся его служба проходила в Военно-Воздушных силах Советской Армии.

1927 год. В газете «Известия» за 1 мая читаем: «Вчера в 8 часов 55 минут вечера из Кунцева (под Москвой) вылетел аэростат емкостью 1600 кубических метров. Этот полет открывает серию больших советских перелетов 1927 года, организованных Осоавиахимом.

Шар наполнен водородом. Оболочка шара — советского производства. Воздухоплавателям дано задание совершить возможно длительный полет. В момент взлета скорость ветра на высоте 500 метров достигала 70-75 километров в час. После взлета шар взял направление на северо-восток и вскоре скрылся в темноте».

Задачей полета являлось исследование облаков и воздушных течений в северо-восточной части нашей страны, так как этот район был мало исследован экспериментальными полетами. Вместе с И.И. Зыковым летел аэронавт Виктор Александрович Семенов.

Аэростат, на котором они вылетели, был без мотора, совершал свободный полет, и его направление и скорость определял ветер. Вместо полета на восток аэростат сразу же понесло на северо-восток. Скорость ветра неимоверно быстро нарастала, вскоре ветер превратился в сильный ураган. Постепенно ориентиры полета терялись... Потом пошел дождь, а на высоте в 4500 метров над землей аэростат попал в полосу снега.

Не видя ориентиров, аэронавты стали опасаться, как бы не оказаться над океаном, в области льдов. Чтобы убедиться в том, что это не так, они решили приспуститься к земле до высоты 600-800 метров. Густые облака закрывали землю, но на некоторое время они ее увидели и определили, что это отроги Уральских гор. Но успокоение было недолгим... Аэростат оказался над лесом, и вскоре гондолу (корзину, в которой находились аэронавты, запасы продовольствия и балласт) стало ветром трепать по верхушкам деревьев, а потом бить о деревья. Видя неладное, И.И. Зыков, чтобы облегчить аэростат, начал сбрасывать балласт... В это время корзину сильно ударило о дерево, и Зыкова вместе с мешком балласта выбросило на землю. Аэростат после облегчения стал набирать высоту. Все это происходило в течение нескольких секунд. В.А. Семенов не растерялся, повел аэростат на снижение, рискуя посадить его на лес. В это время им владела одна мысль: как можно скорее прийти на помощь упавшему товарищу.

Ураганный ветер гнал аэростат дальше. Семенов, чтобы остановить дальнейший полет, пытался выпустить из аэростата газ, но верх аэростата обледенел, газ выходил медленно. Корзину било между деревьями... После нескольких ударов Семенова выбросило в снег, вырвавшаяся из рук клапанная веревка сильно обожгла руки. Аэростат, подхваченный ветром, унесло вдаль... Семенов, очнувшись, прощупал себя — кости целы. Пополз по снегу против ветра, чтобы найти своего товарища. Несколько часов ему пришлось блуждать в незнакомом лесу, не имея никаких ориентиров и представлений о месте нахождения Зыкова. Что только он не передумал за это время! Наконец, по какой-то случайности он наткнулся на Зыкова. Живой! Оба были так рады этой встрече! От усталости и переживаний они уснули, не обращая внимания ни на ветер, ни на холод.

Проснувшись через несколько часов, они решили спуститься с гор, найти какую-нибудь речку и идти вдоль нее до встречи с жильем. Вера в спасение придавала им силы. Прошло четверо суток... Питались аэронавты оставшимися в карманах кусочками шоколада, кое-где прикладывались к березам и пили сок. Отдыхали только днем, ночью же шли, чтобы не замерзнуть от холода. Двигались по глубокому снегу медленно, в дополнение к этому у Семенова при падении были изранены ноги. Силы слабели... Наконец, они вышли к какой-то маленькой речке и пошли по ее берегу. Семенов совсем ослаб, а Зыков чувствовал себя лучше и мог идти быстрее. Они решили, что Зыков пойдет вперед, дойдет до первого же населенного пункта и организует спасение Семенова.

Зыков дошел до реки, в которую впадала та речушка. Через реку он счастливо переполз по растрескавшемуся льду и пошел вперед в надежде встретить людей. А Семенов еще в течение двух суток медленно передвигался по следам Зыкова. Когда он достиг реки, лед на ней уже тронулся. Пути ему дальше не было. Семенов сел на снег под дерево и провел так двое суток. Руки и ноги у него одеревенели, потеряли чувствительность. Было 8 мая. Вдруг он услышал голоса и увидел приближающихся людей.

Зыков потом рассказывал Семенову, что 7 мая он увидел у берега реки в лесу рыбаков-охотников. Зыкова они приняли за медведя (в этой глуши они не могли предполагать присутствие человека), и только по большой случайности его не застрелили. Зыкова они притащили к себе в избу, согрели, накормили, напоили, вымыли в бане и сразу же организовали экспедицию за Семеновым. Вместе с едва живым Зыковым отправились трое мужчин. Зыков считал, что Семенов находится там, где он его оставил, но оказалось, что Семенов всего в 30 километрах от того места, где был найден Зыков.

Позже В.А. Семенов вспоминал: «Я был счастлив, безмерно благодарен своему другу Зыкову за его решимость искать спасение в одиночку, эта решимость спасла и его, и меня».

За свою жизнь И.И. Зыков совершил более двадцати полетов на сферических аэростатах. В 1935 году И.И. Зыков вместе с А.М. Тропиным совершил перелет на аэростате из Москвы в Актюбинскую область. О своем полете они рапортовали: «Сферический аэростат объемом 2200 кубометров, вылетевший под нашим управлением из города Звенигорода в 8 часов 55 минут 3 сентября, закончил свой беспосадочный полет в 4 часа 30 минут 7 сентября, пролетев по следующему маршруту: Звенигород—Москва—Муром—Сергач—Казань—Чистополь—Уфа—Челябинск территория Кандинского сельсовета Батаккаринского района Актюбинской области, и опустился в долине реки Кара-Тургай к подножью гор...

На нашем пути мы перелетали Уральские горы в направлении Уфа— Челябинск, что является первым случаем в истории воздухоплавания. Этим беспосадочным полетом, длившимся 91 час 35 минут, побит мировой рекорд продолжительностью полета 87 часов, поставленный германскими пилотами в 1913 году... («Правда», 1935, 25 сентября).

А в 1938 году 19 сентября в 0 часов 55 минут сферический аэростат объемом в 517 кубометров, пилотируемый И.И. Зыковым и А.В. Егоровым, стартовал с одного из подмосковных аэродромов. В корзину аэростата было погружено 16 мешков балласта (по 20 килограммов каждый) и запас продовольствия на несколько суток. К корзине были прикреплены различные приборы для регистрации полета. Полет Зыкова и Егорова продолжался 29 часов 45 минут. Этот полет также перекрывал международный рекорд французского аэронавта Дюбуа 1922 года. Аэростат они посадили в 5 километрах восточнее Шепетовки (Украина).

Вот таким бесстрашным и опытным был наш земляк аэронавт Иван Иванович Зыков.

В период Великой Отечественной войны И.И. Зыков служил в рядах Советской Армии. Но, несмотря на крепкое телосложение и здоровье, заболел туберкулезом.

Вот воспоминания Анны Павловны Внук о последних месяцах жизни Ивана Ивановича. Ей было дано задание подготовить жилье для одной приезжающей семьи в пос. Решетиха, что около города Дзержинска Горьковской области. Помещение было подготовлено, и Внук приехала встречать прибывших. Ими оказались невысокого роста, темноволосый, худощавый подполковник и с ним трое плохо одетых детей. Это был И.И. Зыков со своими детьми. Их сопровождала медицинская сестра из воинской части, где служил Зыков.

Зыков находился на излечении в эвакогоспитале, расположенном в этом поселке, а жил вместе с детьми. Анна Павловна сообщает, что она с больным И.И. Зыковым часто совершала прогулки, и однажды они проходили около местного кладбища. И.И. Зыков, видимо предчувствуя близкую смерть, сказал ей, чтобы после смерти его похоронили именно здесь. Просьба его была выполнена. Умер И.И. Зыков 19 марта 1945 года и был похоронен на старом решетихинском кладбище. Могила И.И. Зыкова охраняется. В День Победы к ней возлагаются венки. А в 1971 году на могиле установлен памятник и оградка. По данным Дзержинского горвоенкомата значится, что у И.И. Зыкова остались дети: дочь — рождения 1931 года, сын Георгий 1932 года рождения и сын Константин 1939 года рождения, жена Антонина Ивановна. Место жительства их неизвестно. Будто бы после смерти отца дети были отданы в детский дом... За безупречную службу и мужество подполковник И.И. Зыков был награжден несколькими орденами и медалями.


Н. Жабкина.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №31 от 04.08.2017 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж).

Категория: Советск | Просмотров: 1374 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):