12:48 А в Кукарке — ярмарка | |
Все одеты празднично – наши и зареченски.
Ярмарка-ярмарка: сапоги ли, рыба ли,
Валенки с Родыгина, стираны да выжаты.
Семечки, семечки, семечки калёные!
Ярмарка кукарская – нашенска, особая. Н. Полушин. ИВАНОВСКАЯ ЯРМАРКА Ярмарка – общие торги, на которых в продолжение определённого срока дозволяется вольная и беспрепятственная для всех торговля всякого рода товарами. «В Кукарке проходили ярмарки: 1. Крещенская – в Сочельник. 2. В мясопустную субботу и воскресенье перед сырною неделею. На ней торговали лошадьми. Особенно славились абнинские. 3. В Иванов день – 29 августа (11 сентября по новому стилю). 4. В сентябре, во время прихода икон из Вятки. 5. С 6 декабря (старый стиль). С этого дня в течение месяца ежедневно». Иванов день (Иван Постный, День Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) – престольный праздник слободы Кукарки. В период между 1668-1690 годами под защиту кукарских жителей и крепости из Жерновых Гор был переведён Иоанно-Предтеченский монастырь. Расположился он на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской или Монастырской. Точной даты переименования Иоанно-Предтеченского монастыря в Покровский нет. Но престольный праздник остался.
День этот нельзя назвать праздником. В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду, кто не побоялся сказать её прямо в глаза властителям. Первым из таких людей стал Иоанн Креститель. Иоанн Креститель, или Предтеча, сын священника Захария и Елизаветы, ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, приготовлявший народ к Его принятию, призывал народ к покаянию, нравственному очищению. В евангелиях Нового завета рассказывается, что Иоанн Креститель крестил Иисуса и множество евреев в Иордане. Был казнён по приказанию правителя Галилеи Ирода Антипы, которого обвинил в распутстве, ибо Ирод женился на жене брата своего Иродиаде. Однажды Ирод устроил званый пир, дочь Иродиады Саломея танцевала на этом пиру перед гостями и угодила отчиму. Царь предложил ей просить у него в награду, чего она только хочет. Та, по совету матери, попросила у царя голову Иоанна. Палач отрубил пророку голову и отдал девице, а та отдала её матери. Ученики Иоанна, узнав о его смерти, пришли и похоронили его тело. Иоанн Креститель в быту верующих пользуется большой популярностью и считается одним из видных небесных покровителей земледелия и всего сельского хозяйства. В календаре Иоанну отведено около десятка праздников, числом которых он уступает только Иисусу Христу и Богородице. День этот на Руси был прозван «Иван Постный». Почему – Постный? Это день поста, и поста строгого. Ничего скоромного в этот день не едят. «Иван Постный обыденкой живёт, да всю матушку Русь на посту держит». «Поститель Иван – пост внукам и нам». «Не соблюдёшь Иван-пост – прищемят в аду хвост». Однако это не мешало устраивать в праздник веселые и сытные застолья: осень – пора благодатная: «На Ивана Постного хоть и пост, а разносол». Только, памятуя об отрубленной голове Иоанна, нельзя употреблять в пищу ничего круглого. Избегали также красных предметов, например, арбузов и помидоров, так как они тоже напоминают голову и кровь Крестителя. Приготовить еду нужно заранее – ничего острого (напоминающего о гибели Крестителя) в руки в этот день брать нельзя. Так что Иван Постный повсеместно был выходным днём. В стародавние времена к этой дате проводились расчёты с работниками, собирали оброк, платили дань, и открывались ивановские ярмарки. Не было на них обычного ярмарочного разгула – «Пей, купец, на Иван-торг квас да воду, закусывай пирогами ни с чем», - но играли-шумели всё-таки балаганы, веселили народ скоморохи-потешники, потому что: «Смех – не грех, а коли грех, так меньшой из всех!» А ещё в разных российских губерниях существовал такой обряд. Молодёжь со всего села сходилась к околице. Туда же приносилась заранее сделанная кем-нибудь из стариков-умельцев глиняная кукла без малого в человеческий рост, одетая в просторную холщовую рубаху. Кукла была без головы. Её поднимали две девушки и бережно, в благоговейном молчании, несли на руках впереди толпы к реке, где на крутом берегу клали свою ношу наземь. Раздавались общие причитания – и безголовую куклу бросали в воду. Прощай, Иоанн Креститель! Прощай, лето! С этого дня осень считалась вступившей в свои права: «Иван Постный пришёл, лето красное увёл». «Иван Постный – осени отец крёстный». «С Постного Ивана не выходит народ без кафтана». Вот в такой день и начиналась в слободе Кукарке ярмарка. До 1831 года она проходила 29 августа (старый стиль) в виде торжка, поэтому крестьяне, занимающиеся торговлей, обратились с прошением в Вятскую Удельную контору об открытии ярмарки. И 26 октября 1831 года Вятская Удельная Контора сообщает Кукарскому приказу:
«Губернское Правление определило: в слободе Кукарке просимую тамошними поселянами ярмарку каждогодно с 29 августа по 15 сентября (старый стиль) учредить…», а с крестьян «…кои просили о учреждении в сл. Кукарке ярмарки немедленно взыскать 34 рубля за употреблённую бумагу…», а 23 июля 1866 года она была узаконена Вятским губернским правлением. «Кроме еженедельных, по воскресеньям и четвергам, базаров, в Кукарке учреждены три ярморки: 1. Ивановская – с 26 августа по 19 сентября. 2. Никольская – с 6 по 20 декабря. 3. Рождественская – с 23 по 25 декабря. В 1,5 версте от Кукарки в селе Жерновых Горах бывает ярморка Мясопутная – в субботу пред Масленицей», - пишет Н. Золотницкий в книге «1 января 1866 года в Кукарке: краткий очерк слободы Кукарки». - Казань, 1866.- с.48. Что продавалось на ней? «Чай, сахар, галантерейные, красный, бумажный, шелковый и пушной товары, масло деревянное и коровье, кожа, опоек, шерсть, щетина, холст, фуражки, шапки и полушубки, конская сбруя, фрукты, съестные припасы, деревянная, каменная, стеклянная и фарфоровая посуда, мясо и конная ярмарка». Слобода Кукарка издавна славилась изделиями народных промыслов как один из главных торговых центров юга Вятской губернии. Более трети населения Кукарки было отнесено к категории кустарей – земли здесь малоплодородные, и крестьяне постоянно искали дополнительный заработок. Мужчины занимались скорняжным и валяльным делом, добывали опоку. Женщины в Кукарке в основном плели кружева. Город ещё в 18-19 веках был известен как центр кружевоплетения. Слава о его ремесле уже тогда перешагнула границы России. На протяжении веков назывался город Советск слободою Кукаркою, поэтому и кружево – «кукарское». На Ивановскую ярмарку приезжало много скупщиц кружева, в иные годы – до 25 человек. Скупали кружева в два, а то и более раз дешевле продажной цены. Народный артист СССР Ведерников А.Ф. вспоминает: «А какие ярмарки тогда у нас были! С каруселями, плясками, гармошками, яркими нарядными костюмами и радостной цветной кипенью – необыкновенными расписными глиняными и деревянными игрушками. Сколько там было всяких дуг, колёс, диковинных резных ложек!.. Так вся эта красота тогда в меня и вошла. Ещё скажу: ярмарка в Кукарке каждый раз – удивительный, сказочный праздник, какой сегодняшним людям, молодежи и не снился. Благодарен судьбе, что застал то время, когда бытовали ещё народные обычаи, обряды». «Для торговли в Кукарке устроено много лавок на площади, из которых каменный корпус принадлежит Уделу (Вятской удельной канторе), а два деревянных – обывателям. При главной колокольне на церковный капитал выстроен двухэтажный каменный корпус лавок, в котором торгуют красным товаром не менее, как на 500 тыс. рублей в год. На пристани при реке Пижме находятся лабазы, в которых складываются соль и лесные изделия». Слобода Кукарка, как крупный торговый пункт Вятской губернии, стала известна с 40-х годов 19 века. С появлением на реке Вятке пароходов она сделалась одной из главных пристаней. При слободе имелись две пристани: одна – на Пижме, вторая – на Вятке. В 1872 году с них отошло 15 плотов и 30 судов с товарами на сумму 480 тыс. рублей (для справки: 1 кг ржаной муки стоил около 6 копеек). «Кукара закупают на ярмарке всё, что попадается под руки…, что деревня в состоянии производить и продавать за избытком или в силу нужды». В силу своего географического расположения, когда многие российские транспортные пути проходят через город Советск, базары и сейчас остаются самыми многочисленными в области. Сюда приезжают торговать из соседних республик – Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, из Нижегородской области, из многих городов нашей области. Город Советск, как и слободу Кукарку, можно по-прежнему называть «торговым городом». В течение почти всего 20-го века Ивановская ярмарка продолжала собирать торговый люд. Торговали продуктами сельского хозяйства, скотом, сеном, дровами, кустарными изделиями: валенками, посудой, корзинами и, конечно, кружевами. Выезжали на ярмарку магазины потребкооперации, приезжали и из других сёл и городов. Некоторые приезжали накануне, чтобы занять место для торговли повыгоднее. 1932 год. Советский Дом колхозника на 1-11 сентября на колхозной ярмарке организовал выездную чайную - столовую. С 8 часов утра работала выездная чайная столовая. Обеды продавались по доступным ценам: 90 копеек – обед из двух блюд. 1936 год. Ярмарка проходила с 9 по 12 сентября. В работе ярмарки принимали участие 12 районов Нижегородского края. 1937 год. В этот год ярмарка была подготовлена плохо. Заседаний и совещаний по вопросу о ней в райвнуторге и торгующих организациях было больше, чем требуется. Осеннюю ярмарку склоняли на все падежи. Говорили о богатом урожае на колхозных полях, навстречу которому надо двинуть широкий поток товаров. Каждый заранее подсчитывал проценты увеличения по товарообороту и т.д. Накануне ярмарки товары для продажи ещё были в пути. Руководители Потребсоюза – Смольников, Торга – Ситников спохватились накануне ярмарки, что на десятки тысяч рублей товара (мануфактура, обувь, одежда и др.) находится в пути. Организаторы не ожидали такого наплыва торговцев и покупателей. Только Ильинское сельпо выставило 5 ларьков. Вот как описывает очевидец Бушуев: «Всё новые и новые вереницы колхозников с продуктами тянутся на колхозный базар. Уже в первый день ярмарки вся площадь оказалась занятой возами овощей и других продуктов свежего урожая. Большое скопление участников ярмарки явилось для её организаторов неожиданностью. Руководители райвнуторга и торгующих организаций сегодня уже не заседают и не пишут обширных резолюций о развертывании торговли, а их можно встретить просто в виде наблюдателей на площади открывшейся ярмарки. — «Ярмарка, как ярмарка. Товару много. Ларьков тоже порядочно», - так рассуждают они. Только в резолюциях забыли записать, чтобы каждый ларёк имел свою вывеску, и написанную не просто карандашом на клочке бумаги, а лучше. Вот, например, Горпо ухитрилось писать вывески на досках ящиков, и при том не краской, а смолой. Куда проще. Как говорят, дёшево и сердито. Или взять, например, справочный стол, открытый райотделом связи. Зав. райотделом связи совсем без затрат обошёлся. Сказал одному из своих сотрудников, что он отныне будет представлять из себя справочный стол, и «дело в шляпе». Даже шляпы не потребовалось. Этот сотрудник унёс на себе из города первую попавшуюся сторожевую будку, поставил посреди базара – и есть справочный стол. Тут и вывески не потребовалось, т. к. рядом стоит одна карусель, а справочный стол с каруселью спутать трудно. Кстати, о карусели. Не карусель, а по существу передвижной музей, лохмотья всех цветов и красок эпохи 14 века. Но это не смущает организаторов ярмарки, они, видимо, с удовольствием смотрят на это заурядное средство развлечения. Тем более. Оно разукрашено картинами, насыщенными пошлостью во вкусе людей некультурного прошлого. Только пара скромно написанных лозунгов да радиорепродуктор на столбе в сторонке, говорят совершенно о другом». (Путь Ильича - 1937.- 13 сент. (№ 219). - с. 2). Ивановская ярмарка проводится ежегодно и называется иногда Ивановской, иногда – осенней. В 1961 году на Ивановскую ярмарку приезжали: торговые предприятия Оричевского района, Сернурский и Торъяльский райпотребсоюзы Марийской АССР, много фруктов привозили торговые организации Малмыжа и Шурмы Кировской обл., Чебоксарский и Ярдинский райпотребсоюзы Удмуртской АССР. Торговля проводилась в 61 ларьке и палатке. «На ярмарку колхозники Советского района доставили много мяса, животного масла, молока и молочных продуктов. Цены на животноводческую продукцию снизились более чем на 10%. Только потребительская кооперация Советского района в дни ярмарки продала промышленных и продовольственных товаров более чем на 96 тысяч рублей. В нынешнюю ярмарку большим спросом пользовались кулинарные изделия. Столовая №9, например, продала пять центнеров рыбных пирогов». Корреспондент П.И. Семаков ежегодно сообщает: 1963 год – выручка на Ивановской ярмарке составила 50000 рублей; 1964 год - «10-11 сентября по установленной традиции на колхозном рынке проходила Ивановская ярмарка»; 1969 год – «За три дня работы ярмарки товарооборот её составил 50 тысяч рублей»; 1970 – «В Советске проходила традиционная Ивановская ярмарка»; 1972 год – «С 50-х годов прошлого столетия в Советске проводится Ивановская ярмарка. Товарооборот ныне составил 100 тыс. рублей»; в 1978 году газета «Кировская правда» снова сообщает об осенней ярмарке в Советске. От ярмарки осталась поговорка: «кричать на всю Ивановскую» («Что орёшь на всю Ивановскую?»).
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»