15:58 Юбилей художника | |
12 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Заслуженного художника Республики Марий Эл, члена Союза художников России, педагога Юрия Андреевича Желвакова (1927–1998 гг.). Он родился в Яранске. С самого детства рисовал, занимался в кружке изобразительного искусства. После школы, закончив в 1951 году Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого, стал профессиональным художником. В училище много занимался, рисуя пером с натуры, изучая рисунки известных мастеров кисти, делая копии их произведений. После училища вернулся в родной город и стал преподавать рисование в школах. Вот отрывок из воспоминаний одной из его учениц из второй средней школы: «Мы не только получали азы рисунка, композиции и живописи, но и видели глазами учителя природу, повадки животных и интересные сцены из жизни». Работа в школе ему нравилась, но писать, творить, перекладывая на полотно все увиденное, ему хотелось все больше.
Юрий Андреевич любил природу и всю свою жизнь запечатлевал ее в полотнах, этюдах, акварелях, рисунках. Ездил в Ленинград, в Карелию, где познакомился с островом Кижи, великолепными озерами – Онежским и Ладожским. Итогом поездки стала серия работ, а среди них наиболее заметен рисунок под названием «Кижский погост», на котором – прекрасная двадцатидвухглавая деревянная церковь, выполненная без единого гвоздя, без пилы в 1714 году. Художнику для творческого вдохновения нужно признание зрителя, поэтому работы Желвакова стали понемногу появляться на вернисажах разного уровня. Многие его картины из пейзажной серии «Мой край родной» участвовали в художественных выставках, например, в 1964 году рисунок «Уборка ржи» экспонировался на зональной тематической выставке в Архангельске. В 1965 году Ю. Желваков заслуженно получил первую премию за графические работы. В том же году на Всероссийской художественной выставке в Москве его пейзаж «Хмурый день» был удостоен диплома II степени, а картина «Ледоход» принимала участие в областной выставке… В 1966 году состоялась первая персональная выставка художника Юрия Желвакова. Работы, демонстрировавшиеся в экспозиции, получили хорошие отзывы в печати, районной и областной. В качестве премии автору предоставили путевку на творческую дачу «Горячий ключ», где он имел возможность получить новые впечатления от общения с другими художниками, создать новые этюды, такие, например, как «Часовня. Псекупс», «Висячий мост», «Первый снег». Потом была отчетная выставка в областном центре, привлекшая внимание живописцев. Зрители, критики отмечали богатые цветовые композиции и интересные композиционные решения… В семье Желваковых подрастали два сына, старший – Вячеслав – с раннего возраста проявил склонность к рисованию. Был еще Михаил, на 10 лет младше брата. Художественной школы в те годы в Яранске не было, а Юрию Андреевичу хотелось помочь детям в развитии их художественных наклонностей. Вместе с супругой Фаиной Васильевной он принял решение о переезде в соседний город – столицу Марийской АССР Йошкар-Олу. Это произошло в 1967 году. Через три года в Йошкар-Оле было образовано республиканское художественное училище. Ю.А. Желваков был в числе тех, кто способствовал возникновению училища, он много лет преподавал там живопись, рисунок и композицию. С первого года обучения в училище было введено копирование рисунков и живописных работ прославленных мастеров, такой прием обучения Юрий Андреевич считал очень важным для овладения техникой живописи и графики. Он обладал большим педагогическим даром, имел неплохие организаторские способности. О его таланте педагога немало говорит тот факт, что большинство его учеников связало судьбу с искусством.
Любовь к живописи и графике Юрий Андреевич привил своим сыновьям, оба они стали профессиональными художниками. С годами живописное мастерство росло, лучшие работы художника экспонировались на различных выставках: «Край марийский», «Выставка произведений художников автономной республики РСФСР» в Москве (1971, 1989), «Художник Марийской АССР» (1980, Москва), «На земле марийской» (1981, Москва), ряде персональных выставок в Йошкар-Оле. Как уже было сказано, основная тема творчества Ю.А. Желвакова – красота русской природы, пейзаж – любимый жанр. Больше всего он писал маслом, овладел этой техникой работы в совершенстве. Интересны также его рисунки, выполненные карандашом, тушью, пером и соусом: «Поле», «Дождливый день», «Хмурый вечер», «Яранск». Своеобразен творческий почерк мастера. Его картины природы, выполненные на одном дыхании, поражают свежестью света, тонко уловленным и воспроизведенным состоянием разнообразных мотивов. Свое жизненное и творческое кредо он выражал так: «В людях в первую очередь ценю порядочность, честность, люблю тех, кто не выпячивает себя на показ. В пейзаже ценю правду, настроение, лиричность, тонкое, мастерское исполнение. Я знаю, что народ очень соскучился по хорошему, чистому, правдивому пейзажу, хочет отдохнуть душой. Такие пейзажи я и пишу». В 1991 году работы Желвакова экспонировались на выставках и аукционах в Германии, Голландии, на Кипре, в 1992 – в Гонконге, и всюду они находили своих ценителей и покупателей. Многие работы Юрия Андреевича были тогда приобретены в частные коллекции за границу. Среди них картина «Березовая роща. Яранск». Гдето сейчас украшает наша роща своим видом дом далекого иностранного любителя живописи… Членом Союза художников России Юрий Желваков стал только в 1989 году, в возрасте 62-х лет. В 1997 году, в канун 70-летнего юбилея, Ю.А. Желвакову было присвоено звание «Заслуженный художник Республики Марий Эл». Так случилось, что Юрий Андреевич для моей семьи – не просто известный художник и земляк. Он был женат на родной сестре мамы моего мужа – моей свекрови – и был для нас просто дядей Юрой. Всякий раз, приезжая по своей какой-то надобности в соседнюю столицу, мы неизменно заходили в пятиэтажку на Рябинина, к тете Фае и дяде Юре. С порога нас встречали запахи свежего дерева, свежей краски, а тетя Фая смущенно извинялась за творческий беспорядок, объясняя: «У нас ведь не квартира, а мастерская…» Интересная это была квартира! Множество работ было развешано по стенам, еще больше стояло в готовом и полуготовом виде вдоль стен, на спинках дивана, кресел… Одна какая-нибудь непременно высилась на мольберте. Конечно, у художника было помещение, выделенное под мастерскую, но ему было удобнее работать дома, особенно когда стал постарше, начал прихварывать. Нас он всегда встречал радушно, с веселыми шутками и прибаутками, подтрунивая над нашими вечными суетой и спешкой… Чувством юмора он обладал отменным, писал замечательные сатирические стихи, любил представлять комические сценки с переодеваниями. Как все по-настоящему талантливые люди, был он талантлив во всем. В нашей квартире тоже есть небольшая коллекция пейзажных работ дяди Юры, а еще есть картины его сына Михаила Желвакова, его внучки Натальи Желваковой… Поистине достойный итог большой и плодотворной жизни Юрия Андреевича, нашего дяди Юры – великолепные картины родной природы его кисти и потомки, ставшие продолжателями традиций мастера.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»