12:14 Думы о молодом поколении | |
В статье А. Чупракова «Я из прошлого века», опубликованной в газете «Народный вестник» от 10.11.2017 г., затрагиваются вопросы воспитания молодого поколения: «По существу, из народа пытаются вытравить нравственные ориентиры, которыми в советские времена была сильна Россия. Эта утрата одна из главных, потому что она является основой существа человека. Мне становится не по себе оттого, что история и литература в школе изучается на уровне ЕГЭ». Далее автор приводит трогательный пример о фронтовике-учителе, чья биография является материалом для воспитания молодежи. А сколько таких примеров и у нас.
Работая учителем истории, я с болью наблюдаю, что происходит с нашим образованием и воспитанием на деле. Часто знакомые спрашивают меня: «Почему современные дети не знают истории Великой Отечественной войны?» Я уже не говорю о других страницах истории. А вот мы знали столько имен героев, событий, песен тех лет. Я думаю, что тоска по советской системе образования абсолютно не случайна. Наши сегодняшние дети не хуже и не лучше, они просто другие. Родители (и особенно дедушки и бабушки, которые учились значительно раньше), конечно, сравнивают. Конечно, есть большие проблемы в сегодняшней системе, которые нужно решать. Уроки истории должны стать уроками, направленными на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Я знаю коллег из своего района – это преданные профессии люди, глубоко знающие свой предмет. Но обстоятельства, навязываемые свыше, иногда приводят к абсурду. Государство в своих программах заявляет о чрезвычайно актуальной в современных условиях потребности активации патриотического воспитания подрастающего поколения. «Патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как сегодня оно становится условием национальной безопасности России» (Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников). При изучении предметной области «Общественно-научные предметы» на изучение истории в 9 классе на базовом уровне отводится 2 часа в неделю, обществознания – 1 час, а на изучение Великой Отечественной войны – 5 часов из всего курса истории. На новый школьный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по учебному плану нашей малокомплектной школы определено 0,5 часа в неделю. Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции. Курс обществознания, где мы должны готовить молодого гражданина России к жизни, исключен. Зато второй иностранный – раз-два и готово. Пять часов в неделю пятиклассник зубрит в школе иностранные слова, хотя скоро русский забудет. Сельские дети не могут отличить пшеницу от ячменя. А сельская школа всегда славилась воспитанием будущего хозяина земли. И самое удивительное, что все мы не согласны, но почему-то, как всегда, молчим. Я не против знания второго языка. Возможно, он пригодится в современном мире. Как пишут в литературе, он тренирует память. Но как тренировать нравственную память человечества? Как изучать родную историю, литературу, географию? Может быть, спросить родителей и детей? У нас есть специализированные и углубленные учебные заведения. Если даже министр образования и науки России Ольга Васильева в эксклюзивном интервью RT высказала сомнение: «Если школа может это взять на себя, в этом ничего страшного, это только приветствуется, если ребёнок может учить второй язык: есть на это время, есть на это методики, есть на это педагоги, есть на это возможности. Но я считаю, что лучше знать один иностранный язык, не занимаясь в данном случае очковтирательством и шапкозакидательством. Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо». Или еще пример: чтобы всего в одном четвёртом классе ввести курс «Основ православной культуры» понадобилось более 10 лет совместных усилий патриарха и общественности. И только по поручению Президента РФ вопрос начал решаться. Мы можем говорить о значении внеурочных форм работы и забытом краеведении. Но зная педагогическую кухню изнутри, считаю, что это тема для отдельного разговора. Как при таком подходе добиваться знакомых педагогам личностных результатов федерального образовательного стандарта? Конечно, мы не можем отведенными часами и предметами измерять воспитание школьников. Настоящие учителя отдают этому делу свою жизнь. В нашей профессии наиболее ярко видно, как ты относишься, как ты стараешься, что ты хочешь отдать, что у тебя есть внутри. Но если государство объявило о своих приоритетах, то этот подход должны поддерживать и на местах. Как наши образовательные программы могут содействовать достижению тех целей, которые мы поставили. Иначе это грозит формированием «путаной» идентичности и моральной несостоятельности. Может быть, каждый займется своим делом? Врач будет лечить, учитель – учить, политик – заниматься политической деятельностью. «Ведь не каждая кухарка может управлять государством!» В период 100-летия революции приведу слова, приписываемые В.И. Ленину: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». Далее он в своей работе «Удержат ли большевики государственную власть?», написанной в конце сентября – начале октября 1917 г., пишет, чтобы велось обучение делу государственного управления. По моему мнению, районная Дума должна стать местом консолидации квалифицированных управленцев, пусть даже выбранных народом. А государство должно содержать учебные заведения без «гладиаторских боев» за «лакомый кусочек» для своих учебных заведений педагогов-думцев. Тогда свои знания и опыт они направят на то, чем и должен заниматься настоящий педагог. Возвращаясь к статье А. Чупракова, хочу высказать собственное мнение о молодом поколении словами Маргариты Наварской: «Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену». Вообще молодежь — это зеркало старшего поколения. Войти в их мысли, их проблемы, не с высоты своего возраста и опыта смотреть на то, что происходит с молодым человеком, а попытаться встать рядом с ним. С его позиции взглянуть на происходящее. Тогда мы увидим мир иным, а если это произойдет, то мы сможем стать реально близкими для молодого поколения, передать им свой опыт, в том числе духовный.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»