11:25 Параллели времен | |
Когда деревья были зеленее, воздух прозрачнее, а мне, тогда еще молодому, было далеко не 65 лет, я часто посещал Областной краеведческий музей города Кирова, не столько из-за выставочных витрин, сколько из желания встретиться с главным хранителем фондов музея Александром Дмитриевичем Фокиным, чутким, легким в общении и эрудированным человеком. В октябре этого года исполняется 120 лет со дня его рождения. «Старейший ботаник-краевед, всю свою жизнь посвятивший изучению флоры Кировской области. Участник Великой Отечественной войны с мая 1942-го по 1945 г., он награжден 4-мя медалями», - краткая выдержка из рубрики «Выдающиеся исследователи Кировской области», указателя литературы, изданного Областной библиотекой им. А.И. Герцена в 1973 г. Описывая в «Вятских записках» встречу с Александром Фокиным в 1921 г., писатель Всеволод Лебедев отмечает активное участие подростков в исследованиях, проводимых Фокиным. «Юное окружение у Фокина было всегда», - вспоминает и А.М. Устюгов в статье «Кировской Правды», рассказывающей об А.Д. Фокине. Разновозрастная молодежь, приходящая в музей к Александру Дмитриевичу, не только была объединена в какой-то кружок, это были подростки, юноши, приходящие в музей в свободное время, объединенные желанием исследовать. Кто-то интересовался ботаникой, принимал участие в разборе гербариев, кто-то приводил в порядок коллекции насекомых или монет. Первые мои экспедиции по области проходили также при поддержке Александра Дмитриевича. Естественно, разговоры были не только о предмете своих увлечений, но и о жизни, мироустройстве. Мне запомнилась фраза, сказанная Александром Дмитриевичем в разговоре о преимуществе политического устройства нашей страны и запада: «Социализм - прекрасная штука, но дуракам досталась». В прошедшей социалистической эпохе мне не все нравилось, но она была стабильна, и была вера в ее улучшение, чего не скажешь о сегодняшнем периоде, который до сих пор не имеет четкого определения. В детстве я занимался в технических кружках, ходил в бассейн, занимался в секции классической борьбы. Закончил техникум в г. Киеве, затем университет в г. Перми, и все бесплатно. В начале 80-х, в свободное от основной работы время, мне дали возможность при станции юных туристов вести кружок любителей природы. С детьми мы посетили две пещеры на Урале. Искали окаменелую древесину в Верхнекамском районе, посещали известные памятники природы области и даже занимались кладоискательством. До мест исследований в те времена мы добирались на самолетах АН-2. Я обращал внимание детей на низкую стоимость таких перелетов, что-то не более полутора рублей, билет на самолет был дороже, чем на автобус, на 24%. Возможно, это скоро закончится, и вы, повзрослев, будете летать по другой стоимости. Оказался прав. Вскоре выросли не только цены на воздушные перелеты, но исчезли сами эти уникальные региональные «аэробусы». Исчез в области и речной транспорт, который позволял не только добраться до мест исследований, но и увидеть с воды прекрасные пейзажи, которые приводили в восторг и отличников, и двоечников. В стране с самой обширной речной сетью не стало широкого распространения речного транспорта. Его отсутствие привело к исчезновению не только деревень на берегах рек, но и контроля за русловым процессом. Сегодня происходит заиливание русла реки и уменьшение ее глубины, а также происходит эрозия берегов. А уменьшение продольного профиля русла реки, как известно, способствует более высокому уровню весеннего паводка, приводящего, как правило, к техногенным катастрофам, подтоплению жилого и промышленного сектора. После вхождения в новую экономическую формацию, у нас все чаще звучит термин «рентабельность», но с каким-то краткосрочным пониманием его значения! В силу своей профессии я объездил практически всю Кировскую область. На моих глазах каждый год в районных центрах исчезали предприятия, дающие людям возможность работать и чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне. Даже птицефабрики и молокозаводы, которые были почти в каждом районном центре, исчезали. Стабильный кусок хлеба на сегодняшний день в большинстве районных центров зарабатывают только продавцы и служащие. Единицы районных центров, которые еще сохранили градообразующие предприятия, дают уверенность людям в завтрашнем дне. С исчезновением предприятий, часто искусственно или специально обанкроченных, сокращается и численность населения. Даже такой перспективный в советский период районный центр, как г. Яранск, в наши дни стал «неперспективным», и за последние 18 лет численность населения в городе уменьшилось на 5 тыс. человек - с 21,5 тыс. до 16 тыс. Примерно такие же цифры и в районном центре г. Советск. В последнее время в областных СМИ часто обсуждалась рентабельность общественного транспорта. Решается этот вопрос достаточно консервативно, поднятием платы за проезд и сокращением числа льготников. Сокращенные рейсы моментально замещаются частным извозом. В статье «Не наездишься» («Аргументы и факты», №3, 2017 г.) снижение пассажиропотока объясняется ростом количества личного автотранспорта и таксистов. Выводы частично от лукавого, так как в статье приведена статистика Кировстата, которая показывает, что с 2010 г. по 2014 г. отмечалось увеличение пассажиропотока до 13119 человек. Таксисты действительно активизировались и представляют серьезную конкуренцию централизованному перевозчику. На автостанциях междугородных перевозок таксисты (частники) предлагают свои услуги активнее автотранспортников, буквально оттаскивая за руку пассажиров от касс. Но если происходит замена общественного транспорта частником, следовательно, в извозах есть выгода. Многие помнят, как в девяностые годы из-за дисбаланса зарплаты и цен на общественный транспорт вагоны электричек ходили наполовину пустые. С улучшением финансового состояния граждан их наполняемость увеличивалась, впрочем, как и на остальном общественном транспорте. Но за время выравнивания дисбаланса длина состава электричек стала короче, как и расписание их движения, часто без учета интересов пассажиров. Сократилось и число автобусных рейсов. Учитывая просторы нашей родины и значительно разрушенное производство, снижение междугородных перевозок, на мой взгляд, антисоциально. В удаленных населенных пунктах Кировской области сегодня люди, как в древние времена, живут натуральным хозяйством, и связь с районными центрами при таком экономическом укладе просто необходима. Недавно, оказавшись в Фалёнском районе, был поражен пустующей деревней Медвежена. Порядка сотни домов, часть из которых выполнена в кирпичном исполнении (что указывает на когда-то существовавший здесь высокий социальный уровень), пустые. В деревне никто не живет, нет даже дачников. В наши дни, когда президент одобрил бесплатную выдачу земли на Дальнем Востоке для их освоения, понимая, что освоение территории имеет не только социальное, но и стратегическое значение. Может и нашей областной администрации поддержать президента и обратить внимание на бедственное положение населенных пунктов в сельской местности, а не заниматься сомнительной экономией, укрупняя сельские поселения. С увеличением площади сельских поселений (округов) теряется объективная связь с отдаленными сельскими поселениями, что не есть хорошо, т.к. это может привести к деградации этих удаленных населенных пунктов. Для их развития нужно уделить внимание дорогам и транспортному сообщению деревень с районными центрами, чтобы прекратить их исчезновение. Это стратегическая задача, направленная на сохранение поселений области, а значит и всей области в целом!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»