11:28 О школе с любовью | |
В рамках создания второй книги об образовании Память даёт возможность вспомнить и сохранить самое дорогое время в жизни человека – это детство. О детских воспоминаниях писали многие выдающиеся личности… Яркие эпизоды из детства, приятные и не очень, оставили y нас неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. С чувством теплоты и уважения вспоминается Васильковская восьмилетняя школа и её учителя. В школе учились все наши сестры. До 1959 года школа располагалась в здании мужского трехклассного училища, построенного в 1902 году. В этом же здании был интернат, в котором дети из дальних деревень жили с поздней осени до ранней весны. На первом этаже стояла печь с огромной плитой, где мы готовили обед: варили мясо, картошку и овощи, привезённые из дома. Запасы хлеба брали на всю неделю. Школу и дом разделяли 7 километров, зимой родители по очереди возили нас на лошади, запряженной в сани, в «плетюхе» (огромная корзина).
Появление телевизора в деревне было запредельной радостью. Мы, простая деревенская послевоенная детвора из крестьянских семей, не нуждались ни в чём, так нам казалось тогда. Наши запросы были минимальными. И только по прошествии нескольких лет поняли – не приведи Бог пережить такую бедность никому и никогда. Как накормить, одеть нас – это была задача родителей, а мы должны были хорошо учиться в школе, помогать по хозяйству. Родители денег не получали, работали за трудодни, всё выращивали своё. Зерно получали из колхоза в конце года, согласно выработанным трудодням. Купить какие-либо обновки детям не представлялось возможным. Деньги в виде авансов стали выдавать только с 1966 года. В марте 1959 года наша школа сгорела. Нас привезли после выходного, вместо школы мы увидели пепелище. Для взрослых и учеников это был удар, многие плакали. Каково было директору Гребневой Лидии Александровне; ей нужно было решить, где разместить интернат, куда посадить учеников. Мы учились временно в других зданиях села. Весной этого же года начали строить новое здание. Забегая вперёд, скажу, что в 1993 году здание школы сгорело, по заключению комиссии, это был поджог.
Годом раньше, в 1958 году, школьники и жители села пережили стресс: на наших глазах был разрушен памятник архитектуры – Казанско-Богородицкая церковь. Тросом, привязанным к трактору ДТ-54, был сорван с купола позолоченный крест. В глазах сельчан стояли слёзы, некоторые читали молитву. Учителя-атеисты разрешили нам присутствовать на этом зрелище. Никто не знает, что творилось у них на душе. Коммунисты того времени считали, что только таким способом можно отлучить людей от религии. Идеологическое направление было неоспоримым и бесповоротным. К сожалению, как показало время, они глубоко ошибались. Итак, нужно было начинать строительство школы. Стройка шла под руководством директора. В работе принимали участие все от мала до велика: учителя, ученики, родители учеников. Школа работала всегда в контакте с родителями. Наш отец, Иван Андреевич, многие годы был в родительском комитете, его уважали в учительской среде. Для фундамента мы собирали на телеги и возили на лошадях камни с берега реки Вятки, выполняли нетяжёлые подсобные работы. В 1961 году была построена одноэтажная деревянная школа с просторными классами, учительской, залом. Чуть позже была оборудована физкультурная площадка. Все были бесконечно рады! Около школы разбили большой сад, посадили смородину, крыжовник, яблони и другие кустарники. Работами в саду руководила учитель биологии Захарова Алевтина Александровна.
В летние каникулы старшие школьники работали в саду и огороде: убирали сорную растительность, собирали ягоды смородины и варили варенье на зиму, пропалывали грядки. Выращенные летом овощи и приготовленное варенье в учебное время шли на питание школьникам. Надо отметить, что горячее питание было с переездом в новое здание. В одно время в школе была кроличья ферма. За кроликами ухаживали старшеклассники, мясо кроликов шло на обеды. Мы по очереди дежурили в школьной столовой и интернате, носили воду ведрами с сельской водопроводной колонки. Понемногу жизнь в стране и в образовании стала меняться. В школе было интересно, да и мы подросли. Каждое лето в здании школы был колхозный пионерский лагерь. Учителя работали с учащимися и летом: ходили в походы, ездили на районные слеты туристов, участвовали в конкурсах на районном уровне. Светлую память оставили учителя Васильковской восьмилетней школы. Какие они милые и родные, умные и тактичные. Учителя, как и во все времена, добивались хороших результатов. Нас не заставляли учиться, мы впитывали знания, при необходимости занимались дополнительно. К учащимся обращались уважительно, называя по имени, затем добавляли фамилию. Мы учителей не подводили, старались хорошо учиться. В школу часто приезжали инспекторы из РОНО, мы видели волнение учителей. Проходя мимо учительской, краем уха слышали «разбор полётов». Оставили добрую память о себе: Крассова Татьяна Александровна, Расторгуев Михаил Иванович, Безденежных Фаина Михайловна, Казакова Валентина Ивановна, Мохов Михаил Николаевич, Перминова Ираида Яковлевна. Учителя создавали ситуации для успеха школьников, давали шанс добиваться лучших результатов, радовались за нас. Самой эмоциональной, доброй, молодой была учительница Фаина Михайловна Кобылкина (Безденежных), своим обаянием она влюбляла в свой предмет. Материал с её уроков запоминался без труда, в переменах мы повторяли слова на немецком языке. Низкий поклон учителям начальных классов: Чернову Виктору Васильевичу, Антаковой Евгении Дмитриевне, Туевой Екатерине Игнатьевне, Антаковой Фаине Михайловне. Это они положили доброе начало в каждом из нас. Расторгуева Надежда Васильевна, воспитатель интерната, запомнилась тем, что обучала нас этикету: правилам поведения в общественном месте, манерам, культуре быта, поведению за столом. В столовой были размещены красочные плакаты о культуре человека. Огромнейшее ей спасибо за такую информацию, которая пригодилась нам в жизни.
Бессменным директором школы и прекрасным учителем русского языка и литературы моих младших сестёр была Гребнева Лидия Александровна. Она обладала очень высоким интеллектом, пользовалась большим уважением не только среди учеников, но и всего населения Васильковского сельского совета. Всегда тактична с учениками, коллегами, она интересовалась их жизнью, домашней обстановкой. Лидия Александровна являлась примером родительской любви и заботы, своих дорогих дочерей она называла ласково Милочка, Галочка, Ириночка. Татьяна Александровна – пример интеллигентности, творчества, активности, организованности во всех делах. Её красивая, правильная речь запомнилась на всю жизнь. Это она научила быстро запоминать правила, писать сочинения, выразительно читать тексты и стихи. Она умела создавать возле себя атмосферу добра, интереса к предмету. Наша школа «дружила» с Зашижемской, так как мы соседи – напрямую по реке и лугам на санях рукой подать. Татьяна Александровна была организатором визитов между школами с художественной самодеятельностью, с различными выставками, достижениями по учебной деятельности и т.д. Целый санный поезд двигался, преодолевая 9 километров пути. Эмоции захлёстывали нас. В школе мы старательно учились. У каждой из сестёр были свои любимые предметы. Например, Валентине учёба давалась легко, особенно точные науки. Интерес к математике и физике сыграл огромную роль при выборе будущей профессии, которой она отдала 47 лет. Она кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, работала в школе, 22 года старшим преподавателем кафедры естественнонаучного и математического образования в Институте развития образования Кировской области. Остальные предпочтение отдавали гуманитарным предметам. Например, Алевтине нравился иностранный язык, который стал для неё смыслом всей жизни. В школе №1 преподаёт 38 лет. Она награждена знаком «Почётный работник образования и науки РФ».
В этой школе нас принимали в октябрята, пионеры, комсомол, появлялись первые симпатии. Пионерская и комсомольская организации работали активно, учебная и внеурочная жизнь школьников была насыщенной. После обеда в фойе мы играли в подвижные игры: «Ручеек», «Третий лишний», даже танцевали разные танцы под гармошку. «Классным гармонистом» был одноклассник Коля Патраков. Свободного времени у нас было совсем мало, но удавалось же читать художественную литературу, вышивать. Наши изделия (салфетки, полотенца) использовали как украшение в доме, школа отправляла на выставки творчества в Дом пионеров. Школа помогала нашей многодетной семье в трудную минуту морально и материально. Трагически оборвалась жизнь нашего отца, прошедшего всю войну, с ранениями он вернулся с фронта. Скончался в мирное время, оставив нас пятерых сиротами. Переживали это горе тяжело, мы потеряли самое важное, необходимое, своего рода точку опоры. Учителя выступали в роли психологов, хотя в то время никто не слыхал о такой должности, всё исходило от души. Да, иногда силы мамы были на исходе, но при этом она выходила из любой ситуации, была для нас примером человеческого достоинства, порядочности, трудолюбия, честности. Поверьте, это дорогого стоит! Она дала нам возможность получить образование, найти своё место в жизни. Из стен нашей школы вышли замечательные люди: врачи, экономисты, геологи, учёные в различных сферах, целые педагогические династии. Общий педагогический стаж только одной нашей семьи – 142 года, медицинский – 90. Пусть многие живут далеко от малой родины, при редких встречах мы с теплотой вспоминаем нашу дорогую школу, школьные годы, учителей, своих родителей. Вечная память тем, кого уже нет с нами, здоровья и благополучия тем, кто радует окружающих своим жизнелюбием и оптимизмом. Вы навсегда останетесь примером для подражания потомкам. С высоты своих прожитых лет я имею право дать оценку тому времени, в котором я жила, что я видела, что точно знаю, в чём принимала непосредственное участие.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»