11:28 Прославлены в лике святых пострадавшие на Вятке протоиерей Павел Дернов и его сыновья | |
15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске было принято решение о включении протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии, в семье священника местной церкви. Село Пиштань имело также второе название – Никольское, по названию местного храма. Отец Павла Дернова – Александр Афанасьевич Дернов – был сыном диакона из села Каракулина Сарапульского уезда Вятской губернии, всю свою жизнь он служил священником. С детства воспитанный на примере своего отца и братьев священников, Павел Дернов не колебался в выборе своего жизненного пути. Окончив курс обучения в Яранском духовном училище в августе 1884 года, он поступил в Вятскую духовную семинарию. Имея желание продолжить образование, в 1890 году Павел Дернов поступает в одно из лучших духовных учреждений того времени в России — в Казанскую духовную академию, которую успешно заканчивает со степенью кандидата богословия. Свое курсовое сочинение Павел Дернов посвятил актуальной богословской проблеме космологии, объясняющей вопросы происхождения нашего мира. Стоит отметить, что написанное им сочинение на тему «Творение из ничего как отличительная черта откровенного учения о мироздании» в письменном виде представляет собой увесистую рукопись объемом почти 500 страниц! Сразу после окончания Казанской духовной академии в 1894 году, в возрасте 24 лет Павел Александрович Дернов прибыл в город Елабуга Вятской губернии. По приезде в Елабугу Павел Дернов 15 сентября 1894 года был определен на должность законоучителя Елабужского реального училища. 26 сентября того же 1894 года Павел Дернов вступил в брак. Избранницей его была дочь протодиакона Спасского собора Анна Аркадьевна Лаженицына. Вскоре, 2 октября 1894 года, Преосвященным Алексием, Епископом Сарапульским, Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и определен к Елабужскому Спасскому собору без права получения доходов, как сверхштатный священник. Но этой же осенью 30 ноября 1894 года священник Павел Дернов был назначен на должность законоучителя Елабужской женской прогимназии, с оставлением в должности законоучителя в реальном училище. В декабре 1894 года состоялось его определение на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви, которая находилась при городской гимназии. В этом гимназическом храме, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, прошли все годы служения отца Павла Дернова. Помимо преподавательской деятельности в должности законоучителя в реальном училище и гимназии, священник Павел Дернов принимал активное участие в общественной жизни церкви, которая была в те времена достаточно разнообразна. Он состоял членом Сарапульского Вознесенского братства (с 1895 г.), Братства Святителя Николая (с 1895 г.), а также Миссионерского общества (с 1898 г.).
За ревностное служение на церковном поприще 25 марта 1898 года священник Павел Дернов был награжден набедренником, 7 марта 1901 года – скуфьею, 6 мая 1905 года – камилавкою. В последующем отец Павел Дернов стал протоиереем. Органически вписавшись в церковную жизнь уездного города Елабуги, священник Павел Дернов, похоже, не стремился к церковной карьере и всю свою жизнь прослужил в небольшом гимназическом храме. При этом он пользовался заслуженным уважением среди духовенства и прихожан, большую часть которых по долгу его службы составляли гимназисты и ученики реального училища. Священнослужитель, проповедник, писатель, корреспондент «Вятских епархиальных ведомостей», неутомимый труженик в области просвещения священник Павел Дернов искренне пытался взращивать во вверенных ему учебных заведениях принципы христианской нравственности. Как мог, он боролся с таким проявлением порока, каким во все времена являлось пьянство. Будучи по политическим убеждениям монархистом, причем не скрывающим своих взглядов, священник Павел Дернов тяжело переживал всякие революционные настроения в стране: преобразования 1905 года, Первую мировую войну 1914 года, и особенно февральские и октябрьские события 1917 года, приведшие его в итоге к мученической смерти на Голгофе. В Елабуге 16 ноября 1917 г. уездный съезд крестьянских депутатов принял решение о переходе власти к Советам: большевиками был избран Елабужский уездный Совет, председателем которого стал С.Н. Гассар (1877–1918). Под руководством Совета начался грабеж населения под предлогом национализации имущества. Патриарх Московский и Всея России Тихон 19 января 1918 года обращается к возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской с воззванием и анафематствованием новой власти. Послание Святейшего Патриарха Тихона мгновенно распространилось по всей стране и было прочитано в храмах и соборах в воскресные дни сразу же после его получения. По решению священников города Елабуги зачитать патриаршее послание в воскресный день 10 февраля 1918 года после Божественной Литургии в Спасском соборе выпала честь священнику Павлу Дернову. Общие настроения недовольства новой властью в Елабуге 22-23 января 1918 г. вылились в бунт 230-го пехотного полка, находившегося в городе с 1914 года. Восставшие без труда захватили склад с оружием и напали на исполком. Все новые руководители Советов в страхе бежали из города и спрятались в деревне Токмашка. Бежавший председатель уездного Совета С.Н. Гассар связался с революционным центром в городе Сарапуле, откуда был направлен в Елабугу большевистский карательный отряд под командованием Ефима Колчина, который зарекомендовал себя особой жестокостью. После захвата города Елабуги карательным отрядом Колчина в городе начался самый настоящий террор. В задачу отряда входило выявление и казнь организаторов мятежа, которым удалось свергнуть в городе власть Советов. Начались аресты и допросы. Значительную активность проявляли добровольные информаторы. Духовенство, вставшее на защиту своих святынь от безумного осквернения, было решено объявить идеологическими организаторами восстания, что было особенно удобно после публикации воззвания Патриарха Тихона, где он обличал новую власть. В такой ситуации священник Павел Дернов был представлен карателями как главный организатор восстания в городе Елабуге. В его доме 12 февраля 1918 года начался обыск. Была найдена старая пустая пулеметная лента. Священник Павел Дернов был арестован. С учетом того, что бойцы первым делом разграбили спиртовые склады, находившиеся недалеко от здания Стахеевского Епархиального училища, можно представить себе в каком состоянии колчинцы творили все свои беззакония. Пьяные солдаты увели священника Павла Дернова за Моралёвскую мельницу, на лед реки Тоймы, и там убили его. Перед казнью отец Павел Дернов попросил солдат дать ему возможность исповедаться. Но это его последнее желание не было выполнено. Злодеяние было совершено в ночь с 12 на 13 февраля 1918 года. На следующее утро, когда весть о смерти отца Павла Дернова еще не дошла до его семьи, трое его сыновей с негодованием и возмущением отправились на поиски отца и были тут же арестованы солдатами. Пока Анна Аркадьевна, видимо при помощи своего отца, протодиакона Аркадия Иоанновича Лаженицына, и добрых помощников была занята организацией поиска своего мужа, пока узнала страшную весть и смогла доставить тело его домой, ее сыновья были выведены под городскую дамбу, на место, которое в народе называлось «Ряжи», и там расстреляны разрывными пулями. Анна Аркадьевна узнала о гибели своих сыновей от своего отца. На гибель отца Павла с сыновьями отозвалась столичная петербургская пресса. В газете «Петроградский церковно-епархиальный вестник» появилась заметка «Расстрел пастыря и издевательство над игуменьей»: «В Петрограде получены достоверные сведения о расстреле в г. Елабуге священника о. Дернова и троих его сыновей: двух студентов и гимназиста. Причина расстрела – найденная у покойного о. Дернова австрийская пулеметная лента, привезенная с войны одним родственником. Елабужские власти, расстреляв о. Дернова, бросили его труп у мельницы. Арестованные сыновья о. Дернова, узнав о трагической кончине своего отца, бросили злодеям одно слово: «Душегубы»… И за это слово, сказанное сгоряча, всех трех юношей без всякого суда повели к пристани и там расстреляли. Причем юношей не только убили, но зверски убили разрывными пулями… Республиканские Елабужские власти не ограничились одним семейством о. Дернова. Они хотели расстрелять и прот. о. Танаевского, за которого горячо вступились его прихожанки. Они собрались все и умоляли палачей отпустить старца протоиерея, но и в них стреляли, они разбегались и снова просили палачей отпустить о. Танаевского. За 20 тысяч хотели отпустить, но где взять 20 тыс.рублей? Судьба о. Танаевского — неизвестна. Страшные бывали времена, но таких еще не бывало. Не бывало и такого издевательства над духовенством, и когда это кончится — один Господь знает». На похороны отца Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Семена собралось очень много народа. Даже находившийся в городе Елабуге карательный отряд не препятствовал проведению захоронения убитых. Все присутствующие рыдали в один голос. Такой трагедии в тихом уездном городе Елабуге люди еще никогда не знали. Погребение отца Павла Дернова и его сыновей состоялось на городском Троицком кладбище. В Советское время Троицкое кладбище было варварски разорено, Троицкий храм разрушен, а могила Дерновых утрачена. Лишь спустя 92 года (в 2010 году) после гибели священника Павла Дернова и его сыновей, при поддержке потомков Дерновых и огромными личными усилиями Анны Сергеевны Филипповой (внучки убиенного священника), на предполагаемом месте захоронения был восстановлен надгробный памятник. В октябре 2018 года в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании Священного Синода на Белорусской земле обсуждались различные вопросы церковной жизни, и было, в частности, принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имена протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, пострадавших на Вятке. Память священномученика протоиерея Павла Дернова и его сыновей будет совершаться 14 (27) февраля в дни их мученической кончины.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»