17:17 Педагог Анатолий Кондаков | |
В январе исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося педагога, кандидата педагогических наук, доцента Московского пединститута, Московского института физкультуры Анатолия Ивановича Кондакова. Он родился в 1894 году в г. Яранске. Отец был из мещан, служил на винокуренном заводе, мать была домохозяйкой. В их большой семье Анатолий был четырнадцатым ребенком из рожденных, а из тех, что выжили – восьмым. Жили Кондаковы в собственном домике — №61 на улице Труда. Несколько лет Анатолий проучился в городском училище, затем — в Кукарской учительской семинарии. По окончании семинарии два года учительствовал в начальной земской школе деревни Овечкино (возле села Салобеляк Яранского уезда). В 1914-1917 гг. юноша учился в Вятском учительском институте, потом работал учителем в Оршанском высшем начальном училище, членом УОНО и инструктором народного образования. Анатолий Иванович был направлен делегатом на II Всероссийский съезд учителей-интернационалистов (1919), затем – на III Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1924). Самая интересная часть его педагогической биографии связана, наверное, со Знаменской школой-коммуной. Гражданская война и разруха в стране породили множество сирот и беспризорников. Их было немало и в нашем уезде. В целях содействия выполнению директивы правительства об организации помощи обездоленным детям было решено на месте Знаменского женского монастыря организовать особую школу. Произошло ее открытие 15 октября 1918 года. Руководителем был назначен А.И. Кондаков. Знаменская школа представляла собой целый школьный городок с большим количеством (порядка 300) интернатских и приходящих учащихся. Вот как писал о деятельности школы заведующий Яранским УОНО в своем обращении в уездный исполком: «Одной из лучших форм такого учреждения Губернским отделом народного образования признан детский школьный городок – коммуна типа Знаменского школьного городка Яранского уезда с использованием для этой цели фермы советских хозяйств. Только такие учреждения в достаточной степени обеспечат нормальное развитие школьных городков – коммун, могущих стать очагом коммунистического воспитания и прообразом коммунистического общества… Раскаиваться УОНО в организации этого учреждения не приходилось, так как результаты во многом превзошли первоначальные ожидания». Действительно, школа была замечательная. В ней были «оборудованы лаборатории, кабинеты, мастерские – столярная, слесарная с кузницей, швейная, чулочная, сапожная. Трудились воспитанники в оранжерее и в теплицах, на животноводческой ферме и конном дворе, на станции сельхозорудий и машин и лесопилке. Были открыты библиотека, народный дом, электростанция, больничка и хозяйственно-бытовые учреждения. В школе-коммуне организованы были ясли, детский сад, две школы I ступени и школа II ступени. В хозяйстве школы было 3 лошади, 10 коров и весь необходимый сельхозинвентарь. В школе-коммуне было полное самообслуживание: дети убирались, мыли полы, готовили пищу, пекли хлеб, нянчились с малышами» (И.П. Хлопина. - Десять имен в истории Яранска. - Вып. 8.) Опыт работы этой новой школы уже в 1920 году был распространен по всем уездам Вятской губернии. В июне 1919 года, в самый разгар военных действий на Восточном фронте, когда белогвардейцы подходили к Вятке, в Яранск прибыла для укрепления тыла комиссия ВЦИК во главе с председателем С. И. Мицкевичем и членом Ю.М. Стекловым. Работники Знаменского школьного городка были очень обрадованы тем, что их посетила эта высокая комиссия, а также тем, что ее руководитель – Сергей Мицкевич – весьма лестно отозвался о работе школы-коммуны. В частности, он писал: «Уездный отдел народного образования работает в высшей степени хорошо и энергично. Посетил я в пяти верстах от Яранска школу-коммуну, расположенную в помещениях бывшего женского монастыря…Самое лучшее впечатление произвела на меня Знаменская школа-коммуна. Это самая лучшая школа из тех, которые мне пришлось видеть вообще в Советской республике…». В 1921 году произошли значительные изменения в общественной жизни. Расширялся Знаменский школьный городок, школа-коммуна превращалась в полную школу второй ступени. От Кондакова, ее руководителя, работа требовала новых знаний. Он понял, что необходимо учиться дальше, и поступил в Петроградский университет. Поступил, но проучился совсем недолго. С апреля 1923 года он уже снова работал на фронте просвещения, теперь – сотрудником-методистом Вятского губоно. В этой должности он руководил делом дошкольного воспитания, работой детдомов и опытных воспитательных учреждений, переподготовкой учителей; Анатолий Иванович разрабатывал учебные программы для школ 1 ступени. Кондаков был одним из инициаторов издания в Вятской губернии специализированного педагогического журнала «Путь просвещенца». В 1926 году Кондаков уехал из Вятки в Москву, поступил в аспирантуру при МГУ. В Москве он работал в Наркомпросе РСФСР и продолжал разработку программ для школ I ступени уже под непосредственным руководством Н.К. Крупской и совместно с выдающимися советскими педагогами – П.П. Блонским, Б.П. Есиповым, С.Т. Шацким. А.И. Кондаков много печатался в центральных педагогических журналах и сборниках, а в 1928 году опубликовал книги: «Локализация программ школ I ступени» (изд. Наркомпроса), «Первые беседы о школьной работе» (изд. «Работник просвещения»), «Краеведческая работа в школе I ступени» (с Н.В. Чеховым). В последующие годы педагогическая, общественная и научная деятельность Анатолия Ивановича проходила в педагогических институтах – Самарском, Ярославском, Ульяновском, Рязанском, Кировском, Московском – в качестве доцента, заведующего кафедрой педагогики и психологии, публичного лектора, постоянного сотрудника газет и педагогических журналов. В годы Великой Отечественной войны он работал в Кирове инспектором управления детдомов эвакуированного в наш областной центр Наркомпроса РСФСР, доцентом заочного отделения Кировского пединститута, публичным лектором. Вернувшись из Вятки в Москву, работал заведующим отделом информации Президиума Академии педагогических наук РСФСР, занимался научно-исследовательской работой, преподавал в вузах. В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1957 году А.И. Кондаков вышел на пенсию, но продолжал вести научную работу. Он писал статьи для журнала «Народное образование», работал над книгами, в частности, его авторству принадлежит издание «Школы-коммуны» (М., 1961). Скончался Анатолий Иванович Кондаков 18 апреля 1979 года. Педагогические традиции продолжили четверо его детей, все они тоже стали педагогами. Два сына работали в московских научно-исследовательских институтах, сын Виктор – кандидат педагогических наук, был доцентом Кировского и Куйбышевского пединститутов, дочь после окончания Ленинградской академии работала в Кировском научном институте лесоводства. Очень сожалею, что не удалось найти ни одной достойной фотографии А.И. Кондакова. Это тем более обидно, принимая во внимание немалые заслуги этого славного человека для развития российской педагогики.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»