16:38 Художник из Яранска | |
Заслуженный художник РСФСР Николай Митрофанович Никонов (1889 - 1975) родился в декабре 1889 года в уездном городе Яранске Вятской губернии. Его мать – Валентина Петровна - являлась правнучкой русского атташе в Болгарии, закончила гимназию, а со своим будущим мужем познакомилась на выпускном балу. Отец – Митрофан Никонов – учился в духовной семинарии, но священником не стал, а поехал вместе со своей молодой женой работать в сельскую школу. Спустя несколько лет Митрофан Никонов стал секретарем земской управы в Яранске. Будучи человеком, склонным к искусству, увлекался сочинением стихов, живописью, состоял в труппе городского театра. Его супруга имела хороший голос, мечтала о карьере певицы, однако выйдя замуж, стала воспитывать детей, стремясь передать им свои знания и умения. Кроме Николая в семье росли три дочери: Екатерина, Елена и Августа. Все дети унаследовали от родителей тягу к искусству, таланты - актерский, художественный, музыкальный. Жили Никоновы в Яранске в доме Булыгина, напротив почты. Позднее переехали в дом Глазыриных, находившийся напротив арестного дома. Почти с первых дней жизни Николай – тогда, конечно, Коля – что-нибудь раскрашивал и чертил. С восьми лет начал учиться в церковно-приходской школе. В десять лет он уже вполне осознанно рисовал и был счастлив, когда отец купил ему акварельные краски. В 1900 году Никонов поступил в Вятское реальное училище. Когда приезжал на каникулы в Яранск, рисовал запоем. Семья тогда жила в новой квартире, в доме Косолапова на Вознесенской улице, где были земские больница и управа, полицейское управление, а впоследствии - чайная общества трезвости и театр для любительских спектаклей, елок и концертов. Недалеко от дома находился городской сад, и юный художник часто рисовал его живописные уголки. Никонов учился в пятом классе реального училища, когда наступил 1905 год. Среди молодежи тогда шли сильные волнения, и Николай тоже стал посещать революционный кружок. Однако и любовь к живописи по-прежнему оставалась сильной. Окончив пятый класс, Никонов уехал в Яранск и в Вятку больше не вернулся. В Яранске Никонов пошел работать писцом в уездном суде, потом работал в землеустроительной комиссии, в аптеке. Он страстно увлекся рисованием пейзажей, писал из окон, с крыши дома, ходил на этюды за город. В 1908 году на семейном совете было решено отправить Николая учиться в Казанскую художественную школу живописи. По окончании школы одаренный юноша получил звание учителя рисования и черчения. В 1913 году поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателем был А. Архипов и Л. Пастернак. Большое влияние на его творческое мировоззрение оказали К. Коровин, В. Серов, а особенно М. Врубель. В 1915 году Н.М. Никонов участвовал в первой в его жизни выставке бывших учеников Казанской художественной школы, где его работы имели успех. С этого и начался самостоятельный творческий путь молодого художника, прерванный ненадолго солдатской службой (1916-1918). Выставка работ живописца, устроенная в апреле 1918 года в Яранске, стала значительным культурным событием Вятского края. Тогда же Николаю Митрофановичу поступил заказ Яранского народного дома на роспись театральных декораций, занавеса и панно. Под влиянием событий Гражданской войны на некоторое время изменилось направление его работы, и Никонов писал лозунги, плакаты, оформлял город к революционным праздникам, организовывал выставки работ художников в школе командиров Красной Армии. Уехав в Красноярск, продолжал воспевать в своем творчестве события революции и гражданской войны, вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1923 году написал свое первое значительное произведение «Въезд красных в город Красноярск». Сейчас эта картина находится в собрании Третьяковской галереи в Москве. Успех этого полотна воодушевил художника, и он в короткое время создал целый ряд значительных работ: «Паровоз поднимают» (1924), «Бомбист 1905 года» (1925), «Сибирские партизаны (1927). Позднее появились полотна «За власть Советов» (1928), «На Колчака» (1939). В 1930-е годы художник написал серию портретов женщин-колхозниц. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время Никонов создавал картины о боевых подвигах народа, такие как «Языка берут», «Оборона Москвы», «Разгром гитлеровцев под Москвой» (1942), «Танки, вперед!» (1947), «Урал для фронта» (1944), «Сталинград – рукопашная» (1949). Одной из центральных тем его творчества было воплощение красоты русской природы. Таковы его «Морозное утро» (1931), «Метель» (1929), «Опушка леса» (1941), «В овраге», «Зимний этюд». Среди картин Никонова есть немало работ, отображающих отдельные места бывшего Яранского уезда: «Луг», «Берег реки», «Перелесок» (1905), «Город Яранск» (1911), «Кукарский дворик» (1916). В 1966 году произошла встреча Н.М. Никонова с земляками. Под впечатлением от нее началась его вдохновенная работа над картиной-воспоминанием «Интернациональный отряд на реке Вятке в 1918 году» (другое название - «Комиссар Крупин во главе интернационального отряда на реке Вятке. 1918 год»). Николай Митрофанович Никонов был участником многих всесоюзных и международных выставок. Его работы экспонируются во многих галереях и музеях страны. Выставки работ знаменитого земляка неоднократно организовывались и в нашем городе, но особенно памятной стала та, что проходила 2 декабря 1978 года. На ее открытие приезжал сын художника - Александр Николаевич. По завещанию отца он передал в дар яраничам более сотни работ, среди которых картины, этюды, эскизы. Все они хранятся в фонде городского краеведческого музея. За большой вклад в советское изобразительное искусство Николаю Митрофановичу Никонову было присвоено звание заслуженного художника РСФСР (1969). Н.М. Никонов скончался в Москве в 1975 году, прожив 86 лет и оставив после себя большое творческое наследие, в котором отразилась славная боевая и трудовая жизнь русского народа во всем ее многообразии.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»