19:54 Мысовско-Козельщанская женская община | |
105 лет назад (1913) 15 сентября был открыт и освящён храм в честь Козельщанского образа Божьей Матери. День празднования - 21 февраля. Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761). В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице 1880 г. дочь В.И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку. После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. Силы девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Доктора заявили, что они бессильны перед болезнью. Но неожиданно представилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Мать, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: «Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки». Она сорвала металлические упорки и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник, и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах и в Москве. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов. В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия). Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист. «По благословлению Его Преосвященства, Преосвященного Филарета, Епископа Вятского и Слободского, 15 сентября 1913 года при Мысовской Козельщанской женской общине Яранского уезда (в 4-х верстах от сл. Кукарки в жительстве болящей Натальи Шишкиной) имеет быть освящение Архиерейским служением храма в честь Козельщанского образа Божьей Матери, о чём любители церковных торжеств и благотворители извещаются и приглашаются принять участие в сём торжестве лично и через пожертвования». (Мысовской Козельщанской женской общины начальница монахиня Алевтина. // Вятская речь. – 1913. – №187). Когда-то в д. Мысы (сейчас п. Зелёный) существовала Козельщанско-Мысовская религиозная женская община. Главной была монахиня Алевтина. При этой общине был приют для престарелых и увечных женщин. Ухаживали за пожилыми обитателями приюта монахини. Было у них крепкое подсобное хозяйство. Жила здесь много лет «болящая Наталья Шишкина», или Натальюшка болящая. Ноги у неё не ходили, так что она могла только сидеть или лежать. Но женщина имела дар предсказывать будущее, лечить и отводить беду. Ходили к ней за советом, за благословением. Например, пришла женщина к ней за чем-то, а она: «Что же ты мне материи красной не принесла?» - к пожару (действительно, сгорел у них лесной склад). Или: был большой пожар – сгорело три дома, а в четвёртом хозяин пообещал Натальюшке жертву – и перестала гореть даже солома. Или ещё: начался падёж скота, но тем, кто жертвовал ей бычка, корову или ещё какую скотину, сохраняла весь домашний скот. Естественно, что к ней шло очень много народу. Брала больше деньгами, копейками – 15-20 копеек. В 1913 году в газете «Вятская речь» было помещено объявление об освящении храма. Этот храм построила на свои деньги Натальюшка, но не одна. Ей очень помог греховский торговец мясом и мануфактурой Чертищев. Он всё делал по совету Натальюшки. Например, в один из годов очень подорожало мясо. «Как быть? – обратился к ней за советом. – Скупать дорого». «Скупай всё – выиграешь», – ответила Наталья. Так и вышло. В благодарность торговец помог в строительстве храма, пожертвовав примерно 25 тысяч рублей. «Место красивое. На холме – здание с колокольней, видимое издалека; внизу – речка, кругом лес, сосны, ели, берёзы вперемежку с зелёными, в травах и цветах полянами. Чем не «райский уголок»! Монастырь построен в честь «блаженной» Натальюшки. Идут и едут к ней верующие женщины. Жалуются на свои болезни. В монастырь обычно шли юродивые, калеки, шли старые девы. Попадали туда и девушки-сиротки, которым, кроме монастырской кельи, некуда было податься (замуж не берут: нет приданого)». (Домрачев М. Шел парнишке в ту пору… – Киров,1984. – с.42.) «Вот в Советском опять есть Натальюшка прозорливая. Если к ней везут бесноватого, дак он цепи рвёт. Дескать: «Не родилась ты, а просветилась. Не родилась, а просветилась». Исцеляла она. Я у ней тоже на могиле была. Могила сохранилась. Я годков десять тому назад ездила. Вот однажды как было. Приехала я туды. Повёл меня сторож. Его жена отвела меня. Пришла, а могилу забыла. Ходит, ищет, не может никак найти. А та из могилы: «Здесь я! Здесь я!» Да кто она была, кто знает? Тоже вроде как юродливая. Изгоняла сильно она. Сильная святая была. Везут если бесноватого к ней, то на дороге цепи даже рвал бес. Плюёт на неё, пердит и валит на неё, а она всё равно изгоняет. Молитвы читала. Господь через неё, Господь». (Корсакова Е.Ф. с. Рождественское Уржумского р-на. Зап. летом 1997 г.) – В кн.: История Вятского края в преданиях, легендах и песнях. – М, 2006. – С.311. После революции храм был разрушен. «Шишкина с детства жила в монастыре. Занималась нетрудовыми доходами. За свои «пророчества» брала и берёт «подачки». Лишена избирательных прав. Но райсобес оказал приют и помощь: она получает как «инвалид труда» пенсию 25 рублей в месяц. Заведующая райсобесом комсомолка Гужавина притупила классовое чутьё. Надо Шишкину лишить пенсии». (Монашка на пенсии. – Путь Ильича. – 1935. – 7 авг. (№165). – С. 4). В бывшем женском монастыре (около д. Жучково, в 4-х км от Советска) в 1924 году был организован детский дом им. В.И. Ленина. Он имел землю для посевов и огорода, лошадей, коров, пасеку. Ребята участвовали в с/х работах, собирали в лесу грибы, ягоды. Трудились активно. Из 14 человек организовалась комсомольская ячейка. В дальнейшем туда переведена богадельня. Сейчас – психоневрологический интернат.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»