16:33 Беседа с мастером | |
С Ниной Михайловной Колчиной я знаком давно, однако идея встретиться и снять видеоролик о её творчестве пришла ко мне после презентации книги Владимира Сизова «Дворянская игрушка», которая заставила меня по-новому взглянуть на творчество мастерицы. Я решил не откладывать дело в «долгий ящик» и в ближайшие выходные отправился в деревню Дворяне, чтобы не спеша побеседовать с ней и запечатлеть нашу интересную встречу в видео формате. Наш разговор начался с детских воспоминаний мастерицы: — Мне было 9 лет, когда папа начал делать кирпичи для нужд колхоза. Занимался он этим делом недалеко от дома, в березняке. Мы со старшим братом помогали ему месить глину ногами. После работы они присядут отдохнуть, покурить. А мне чего делать? Взяла я немного глины и давай лепить! Помню, что первой игрушкой, которую я слепила, была уточка. Повзрослев, я узнала, что уточка является символом Яранска. Можно сказать, что с того времени я не расставалась с глиной. Лепка была для меня игрой: возьму готовую глину, уйду за дом в тень и леплю разные игрушки: уточек, курочек, лошадок да лисичек. Я уже тогда понимала, что лепить нужно в тени и сушить без солнца. Пролетели годы, я повзрослела и уехала из деревни в город Тольятти. Но и там я не оставила своё любимое занятие, стала заниматься лепкой с детьми. Мои маленькие ученики не только лепили свои игрушки, но и играли с ними. Среди них был один интересный мальчишка, который мог лепить часами и даже целыми днями: слепит игрушку, потом вторую, третью, сделает из них пирамиду и сидит, любуется. Была у меня и совсем маленькая ученица, трёхгодовалая. Эта кроха могла лепить днями напролёт, вечером даже уходить не хотела. Вместе с ней на занятия приходили два её братика: семи и десяти лет. Братишки были непоседами: у младшего терпения хватало только на 10 минут, а у старшего побольше - на полчаса. С этой девочкой произошла одна забавная история. В городе решили выпустить книгу «Деловые люди Тольятти», в которой рассказывали и про меня. Занятия с детьми я проводила у себя дома, куда и пришёл фотограф, чтобы сделать фотоснимки для книги. Во время фотосессии девочка сидит и говорит: — Нина Михайловна, а мне шликер нужен. Фотограф, услышав непонятное для него слово от трёхлетки, удивлённо спрашивает: — Нина Михайловна, о чём это она, что это за шликер такой? Пришлось ему объяснить, что шликер — это жидкая глина. Работа над стилем Над стилем своей игрушки я задумывалась, можно сказать, с самого детства. Мне хотелось слепить такую игрушку, которая не была бы похожа ни на чью. Как-то в школе учительница рассказала нам о дымковской игрушке и показала нам картинки. Они мне очень понравились, но копировать этот стиль у меня желания не появилось. Однажды, в Тольятти, я спросила у художника, который приходил на мои занятия по лепке из глины: — Подскажи, как можно придумать свою оригинальную игрушку? Он отвечает: — Проще простого! Возьми один элемент из дымковской игрушки, другой из каргопольской, третий ещё из какой-нибудь. Вот и всё! А я подумала про себя: — А-а-а, нет! Тут все элементы должны быть свои. Сначала у меня были терракотовые работы (то есть глину я ничем не покрывала). Дети на занятиях лепили игрушки, но не расписывали их. Потом я стала пробовать разные цвета: жёлтый, зелёный, красный… Позже я стала покрывать свои изделия белой краской, а поверх неё наносить краски другого цвета. Так получилось, что свой определённый стиль мне пришлось искать долгие годы. За это время я много раз принимала участие на различных выставках, даже международных. Побывала на первом фестивале глиняной игрушки в Москве, где мои работы заметили итальянцы. Они списали мои контакты с визитки, которая лежала на столе с моими работами, но мне ничего не сказали, так что для меня было полной неожиданностью получить приглашение на выставку из Италии. Заявленная тема выставки была очень серьёзной: «2000 лет христианской веры». Необходимо было отправить не менее шести работ. Я ещё никогда не пробовала лепить игрушки на православную тему, поэтому для начала сходила в церковь к батюшке, чтобы получить благословение. Вернувшись домой, я слепила работу «Мой ангел». Были и другие работы, которые я впервые расписала в сине-голубом цвете и отправила на выставку в Италию. Каково же было моё изумление, когда я узнала, что заняла первое место! Я впервые задумалась: — Почему победили именно мои работы? Что я сделала такое необычное, что их заметили и так высоко оценили? Я проанализировала последовательность событий, предшествующих выставке в Италии. Каждый год я приезжала в деревню Марково Яранского района. Мне было интересно, лепили ли здесь глиняные игрушки. Однажды, проходя по улице, я встретила бабушку, у которой на заборе висели горшки для просушки. Мы разговорились с ней, и я спросила: — Бабушка, расскажите, лепили в вашей деревне игрушки и как их расписывали? На что она ответила: — Игрушки лепили, но мало, в основном домашних животных. Расписывали вот как: брали белую глину в деревне Титово, покрывали ей, а роспись уже синькой делали. Как-то раз моя ученица попросила отвезти своих детей в гости к бабушке, в Саратовскую область. Я была свободна и охотно поехала с ними, прогостив там целую неделю. На одной из прогулок я зашла в храм и увидела тоненькую книжечку про Богородицу, из которой узнала про отличительный цвет Богородицы — голубой. Решила, раз у Богородицы цвет голубой, то синька подходит. Так вот и сложились у меня два этих события в одно. Сначала я использовала масляную краску, но решила, что она не подходит, и поэтому сменила её на темперу, у которой очень тёплый цвет. Важной особенностью моего стиля, каждой моей работы стала «звёздочка». Теперь уж и не вспомнить, откуда ко мне пришла эта мысль, может сверху подсказали, а может Рождественская звёздочка натолкнула на эту мысль, к которой стремилась моя душа. Как бы то ни было, но именно элементы этой «звёздочки», которые я стала использовать в своих работах, помогли получить мне авторское свидетельство. Сейчас каждая моя работа стоит на подставочке в форме круга, который обозначает «бесконечность» и является дополнением к моим работам (первоначально я их не лепила). Голубая подставочка олицетворяет собой голубой небосвод и в то же время это цвет Богородицы. Моя роспись называется точечной, так как вся состоит из точек. Так постепенно сложился мой стиль. С того времени я его больше не меняла и даже не задумывалась о том, чтобы что-то изменить. Теперь мои бело-голубые работы стоят на подставочке и на каждой из них обязательно должна быть звёздочка. Некоторые называют мою игрушку «небесной» или «Богородичной». Я не против, потому что всё связано. Учеников, последователей моего стиля у меня мало. Одна из них — Аниса Сизова, которая живёт в Кирове. Ей нравится стиль моей игрушки. Она серьёзно занимается и перенимает мой опыт и знания. Жаль, что живёт она далеко. Хотелось бы найти таких учеников в Яранске и открыть промысел. Но пока это не удаётся. Чтобы продолжить моё дело, нужна заинтересованная молодёжь. В Доме детского творчества работает Людмила Лутошкина. Летом она с ребятами часто приезжает посмотреть музей и игрушки. Людмила работает и в воскресной школе, потому её воспитанники также приезжают ко мне в гости. Не помню, чтобы школа искусств приезжала, хорошо бы и тем ребятам показать моё глиняное чудо. Жду их с нетерпением, ведь мне есть чем поделиться, есть желание обучить своей росписи. Очень хочется, чтобы Бог дал многих лет жизни, чтобы увидеть, что моё дело, моя глиняная оригинальная игрушка и мой стиль не пропали. География Никогда не пробовала считать свои игрушки. Много их разошлось по белу свету. Сначала я делала их на продажу. Как-то в Самаре заказали сувениры к году дракона. Работы разошлись быстро, но тогда они совсем в другом стиле были (красный, жёлтый, зелёный, терракотовый). В магазине, куда я сдала их на реализацию, мне сказали, что одну работу увезли в Австралию. Думаю, далековато, но хорошо. Много лепила — всё продавали, думаю, что мои игрушки можно встретить во многих уголках России и даже за её пределами. В Италию отправляли игрушки каждые 2 года, а обратно высылать не просили, там около 50 работ осталось. Однажды с Италией случай был неприятный. Была у меня ученица - Генриетта Солохина. Пенсионеркой уже была, когда пришла ко мне учиться. В один момент она потеряла мужа и сына, которые попали в аварию. Из-за этого, думаю, у неё приключилась болезнь головного мозга. Ко мне она ходила из Яранска пешком, чтобы продлить себе жизнь. Очень сожалела, что поздно со мной познакомилась. В последние месяцы я уже сама к ней ездила. Нас снова пригласили на выставку в Италию. Она очень ждала это событие. Мы работы выполнили, нужно отсылать. Зашла к ней с работами и уже в расстроенных чувствах отправилась на почту, отправлять. Попросила сотрудников почты документы заполнить, чтобы не напутать ничего, но напутали они. Посылка по Италии ходила месяц и вернулась назад. Выставка, конечно, уже открылась. Самостоятельно заполнив документы на отправку, отослала ещё раз, работы быстро нашли получателя. Нам написали в письме, что если бы посылка пришла вовремя, мы бы снова заняли первое место. Идеи Темы часто подсказывает сама жизнь. В этом году нашему краеведческому музею исполняется 125 лет. Галина Борисовна подсказала: — Сделайте, пожалуйста, работу, связанную с временем и часами. Так я получила направление и сделала сувенир на юбилей. Очень довольна, как он у меня получился! Есть у меня «Йошкар-Олинский ангелочек». Почему Йошкар-Олинский? Я расскажу. У моей двоюродной сестры внучка росла, ей было 6 лет. Она заболела. Лечили её, лечили: в Йошкар-Оле, потом в Казани, из Казани в Москву повезли, но вылечить не смогли. У неё рак был, умерла девочка. Родители переживали очень. Они пошли к владыке Иоанну, а он их успокаивает, говорит: — Вы не плачьте, теперь не вы будете её оберегать, а она вас. Она у вас ангел, ваш личный ангел. В девятый день мы поехали на кладбище. Было холодно, снег шёл, ветер сильный дул. Постояли там, помянули. Вдруг откуда ни возьмись, в такую холодную погоду, вылетела белая бабочка. Откуда она могла вылететь? Покружилась и полетела в сторону дороги. Сестра мне говорит: «Как будто это внучка моя нам сказала, чтобы домой шли, а то замёрзнем». Я увязала слова владыки Иоанна и бабочку — получилась маленькая девочка с бабочкой в руках. Так и назвала её — «Йошкар-Олинский ангелочек». А вот история ещё одной игрушки. Вера Леонидовна Заболоцкая возглавляла клуб «Память». К юбилейной дате этого клуба я задумала слепить саму Веру Леонидовну. Вызнала, какую она одежду больше носит, какую причёску предпочитает. Так и получилось, как задумала: причёска точно её, а остальное не важно, самое главное - причёска! И книгу в руки ей вложила, книгу под называнием «Память» Все мои работы с жизнью связанные, из жизни взяты — так я люблю работать. Планы Всё мечтаю о том, что промысел, посвящённый игрушке, при жизни увижу. Группу мастеров обучить хочу, не менее 6 человек. Кроме того, наделать форм, чтобы ребятам уже больше росписью заниматься, не отвлекаясь на подготовку к работе. Такие у меня планы, такая мечта.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»