11:37 Я расскажу вам о счастливом человеке | |
Какой ты след оставишь? (Л. Мартынов) Вот такой незримый прочный след оставила в душах многих своих учеников, студентов, коллег, да и просто людей, с кем приходилось общаться, Александра Павловна Чернышева — настоящий Человек, прирожденный Учитель, заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена «Знак Почета». Когда-то давно, в одной книге, я встретила очень удачное сравнение, дословно его, к сожалению, не помню, но суть от этого не изменится: «…иногда смотришь, что-то там вдалеке переливается, блестит в лучах солнца, и этот блеск зовёт и манит к себе, а подойдёшь ближе… оказывается, это обыкновенное стекло от разбитой бутылки, а серый неприметный камень окажется твердой породой настоящей руды, вот так и с человеком». Уж бывает так: дама шикарно одета, но стоит ей раскрыть рот, как желание общаться тут же пропадает, она окажется той самой «стекляшкой». Александра Павловна всегда скромно, неброско одевалась, но только она начинала говорить, ты тут же понимал, что перед тобой человек глубокой внутренней культуры, как раз из той самой «породы настоящей руды». Александра Павловна никогда не говорила о своих корнях. Разве что о родителях — педагогах, которые жили и работали в поселке Максатиха Тверской области и умерли там от голода во время войны. Тем не менее историю своего рода знала вплоть до десятого колена. По отцовской линии она была из рода фон Дервизов — выходцев из Гамбурга. Павел Григорьевич фон Дервиз был одним из богатейших людей России. Строитель железных дорог. Его называли русским Монте-Кристо. На свои средства фон Дервизы строили в Петербурге дома, общественные столовые, приюты. В 1995 году одно из издательств Санкт-Петербурга выпустило книгу под авторством Т.А. Соловьевой «Фон Дервизы и их дома». Эта книга хранится у внучки А.П. Чернышевой Светланы Ивановны Корякиной. На встрече, посвященной 90-летию со дня рождения Александры Павловны, она рассказала, как бабушку, которая была уже в преклонном возрасте, в качестве дочери бывшего собственника здания в конце 80-х пригласили на празднование юбилея одного из петербургских дворцов бракосочетаний. Увидев сухонькую, очень скромно одетую старушку, устроители заволновались: а сможет ли что-то сказать эта провинциалка? Поняв их сомнения, А.П. Чернышева поспешила успокоить: «Не беспокойтесь, я скажу». Её выступлением все были покорены. А как Александра Павловна читала лекции… Да нет, она никогда не читала, она беседовала со слушателями. Вспоминает Анатолий Шалгин: «Я хотел представить лектора аудитории и сходить покурить, но, завороженный её голосом, остановился за кулисами Дома культуры, да так и дослушал до конца. Александра Павловна рассказывала о Москве. Сразу стало понятно, что рассказчик очень любит нашу столицу и знания её о ней глубоки». Насколько популярным была Александра Павловна лектором, говорит ещё один пример: «Приехали в сельский клуб. В зале — ни одной скамейки. Мы возмущены. А председатель колхоза пояснил: больше людей войдёт. И точно, они стояли в зале плечом к плечу». «Найти свой настоящий путь — самое важное в жизни, — говорила Александра Павловна, — и потому, если он найден и наша работа для нас — источник большого нравственного удовлетворения, уже не так страшны и тяжелы нам всякие невзгоды и неприятности. Есть в жизни твердый нравственный стержень, который нас держит. Я выбрала себе путь — преподавателя литературы — и чем дольше иду по этому пути, тем больше радуюсь. Моё дело жизни — пропаганда искусства, и я стараюсь делать это дело, сколько хватает сил: уроками, спектаклями драмкружка, лекциями, подготовкой агитбригады для деревень района — всем, чем могу». Для Александры Павловны Чернышевой были характерны огромная любовь к людям и всему миру. «В далёкие 60-е годы она нередко спасала нас, бестолковых четырнадцатилетних первокурсников, не умеющих расходовать деньги, ведром собственной картошки, а у самой было трое детей…» А для своей ученицы Е.А. Дьяконовой до конца её дней была и мамой, и няней. Вот что пишет её коллега Н.П. Толматов: «Никогда в жизни она никого ни в чем не обвинила и не укорила, а нас, молодых педагогов, учила. Учитель должен быть шкатулочкой с интересными вещами, из которой ученики с каждым днём могут доставать всё новое и новое». Учителем Ася (так звали её в детстве) твердо решила стать ещё в восьмом классе. Её мама, Ольга Николаевна, говорила: «Иди, деточка, лучше ничего и нет». Окончив школу с красным дипломом, а это начало июня 1941 года, счастливая Ася отправила документы в Ленинградский педагогический институт имени Герцена, уже пришло подтверждение о зачислении, но… началась война. И всё! Вместе с другими рыла окопы, помогала в госпитале раненым, переболела тифом и … умирала от дистрофии, но выжила. А перед самым новым, 1944-м годом сгорел дом, в котором жили двое сирот — Ася и её младший брат Гриша. И вот как пишет Александра Павловна об этом: «Это было после смерти родителей, и в сравнении с тем огромным горем пожар не был так уж страшен. Но гораздо тяжелей, чем потеря вещей, всей одежды, белья, была гибель всей нашей библиотеки, гибель писем и фотографий. Ведь никто-никто уже не расскажет мне того, что запечатлено было в них, но пожар дал мне возможность ещё раз убедиться в том, как прекрасен бывает человек в своей доброте и щедрости. С месяц после пожара ко мне приходили люди и несли все, что могли». Только после войны Александра Павловна смогла окончить педагогический институт в Москве, как и всегда, с отличием, и была оставлена в аспирантуре. За это время она успела выйти замуж за студента физмата (вместе они прожили недолго) и родить троих детей: Мишу в 49-м и двойняшек Олю и Павла в 1951-м. Молодая мама давала частные уроки. Как-то случайно в коридоре института услышала разговор о Кировской области, где по улицам бродят коровы. А коровы — это молоко для детей. Так она оказалась в Яранском учительском институте. Ю.М. Рабинович, завкафедрой филологии, рассказывал: «В Яранск на нашу кафедру приехала по окончании аспирантуры А.П. Чернышева. Подобных преподавателей я в своей жизни не встречал. Широчайшая эрудиция, соединенная с любовью к литературе, искусству, организаторское дарование, уважение к любой человеческой личности, готовность прийти на помощь коллеге или ученику — черты характера Александры Павловны. Я, будучи её руководителем, многому у неё научился». Никто не заставлял её, уставшую, после рабочего дня идти куда-то по деревням и рассказывать людям, никогда не бывавшим в театрах и музеях, о живописи, музыке, о доброте и любви. Она так поступала по зову души и сердца. Так было и в педагогическом училище г. Советска, куда Александра Павловна приехала в 1960 году и где двадцать лет преподавала русскую литературу и искусство драматургии. Когда-то журналистка И. Полонская сравнивала Александру Павловну с Ассоль из «Алых парусов» А. Грина: «У неё были удивительные глаза, они преображали всё, что видели. Она говорила простые слова, но люди слушали её, и отступала обыденность». Спасибо Вам, Александра Павловна, за счастье общения с Вами. А была ли счастлива сама Александра Павловна? Если вспомнить К. Ушинского, то можно смело ответить — да! Я напомню слова великого педагога: «Если вы удачно выбрали труд и вложили в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Остаётся только пожелать, чтобы дети наших детей встретили в своей жизни Счастливого Учителя.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»