04:29 Шахматы: интервью с тренером | |
20 июля во всем мире отмечается Международный день шахмат. Шахматы — необычный вид спорта, в котором соперники состязаются не в силе и ловкости, а в выдержке, умении логически мыслить, способности владеть собой. Чтобы стать мастером в любом виде спорта, каждому спортсмену необходим тренер, наставник — человек, разбирающийся в тонкостях своего дела, способствующий умственному, физическому и моральному развитию личности воспитанников. В городе Советске есть немало хороших шахматистов, занимающих достойные места в соревнованиях. Учит и воспитывает их Сергей Иванович Ежов. С ним наше сегодняшнее интервью. – Сергей Иванович, с чего началось ваше увлечение шахматами, когда вы заинтересовались этой игрой? – Родился я в селе Васильково. В детстве, когда ещё не было телевизоров, зимними долгими вечерами отец ходил к соседу играть в шахматы. Там, собственно, и произошло моё знакомство с этой игрой. В дальнейшем играл с друзьями в школе. – Сколько крупных турниров у вас было за всю историю занятия шахматами? Какой турнир запомнился больше всего? – Первый турнир, в котором я принял участие — это первенство Советского района в 1980 году. Там я познакомился с сильнейшими шахматистами нашего города, которые стали моими друзьями. Они и по сегодняшний день принимают участие в турнирах. Это соревнование я запомнил на всю жизнь. Понял, что шахматы — это не только увлечение, но и вид спорта, которым я хочу заниматься. Играть, бороться за призовые места. В дальнейшем были разные турниры, от городских до всероссийских. Помнится ещё много соревнований, но отмечу чемпионат Кировской области по шахматам в 2013 году, где я занял 3 место (2 лига). – Какой у вас спортивный разряд? – Имею первый спортивный разряд по шахматам и звание «спортивный судья всероссийской категории по шахматам». – Когда и как вы решили стать педагогом по шахматам? – В 2004 году был создан клуб «Кукарская ладья», благодаря которому возобновилась спортивная жизнь шахматистов нашего района. Ко мне стали обращаться родители с просьбой взять их детей на обучение. На первых порах работал с воспитанниками на общественных началах, только в 2007 году устроился в спортивную школу. Проработав там 10 лет тренером, перешёл в Дом детского творчества, стал педагогом по шахматам. В ДДТ работаю и в настоящее время. В обшей сложности 15 лет обучаю детей игре в шахматы. Сейчас у меня занимаются более ста детей от 5 до 18 лет. Также провожу занятия в лицее в рамках программы «Точка роста». – Расскажите о своей деятельности в качестве педагога. Может быть, вы разработали какую-нибудь особую методику работы с детьми? – Какой-то особенной методики у меня нет. Просто нужно любить свою работу, уметь строить общение с детьми разных возрастов, находить к каждому подход, знать детскую психологию.
– Почему вы решили заниматься шахматами именно с детьми? Играете ли в эту игру для удовольствия? Какая стезя вам ближе: тренерская или спортивная? – Я занимаюсь с детьми, чтобы научить их самостоятельно думать, принимать решения, для того, чтоб в нашем городе шахматы культивировались, шла смена поколений. Со взрослыми играю в шахматных турнирах. Что ближе: тренерство или спорт? Трудно отдать чему-то предпочтение. Можно сказать, что и то, и другое равноценно. – С какого возраста ребёнку лучше всего начинать заниматься шахматами? Что важней на первом году обучения: индивидуальные занятия с тренером, групповые занятия с тренером в детском саду, школе, другом образовательном учреждении, занятия по скайпу? – По моему мнению, первое знакомство с шахматами можно начинать после 3 лет, но это зависит от развития ребёнка. Сам я занимаюсь с детьми 5 лет и старше. Начинать обучение игре лучше в группе из 10-12 человек под руководством педагога. Дети в данном случае стремятся быть лучше остальных, указывают друг другу на ошибки. В дальнейшем можно переходить к индивидуальным занятиям. То есть в начале обучения должна быть коллективная игра, а потом индивидуальная. – Как вы считаете, что шахматы дают человеку с точки зрения общего развития и дают ли вообще что-нибудь? – Конечно, дают. Игра в шахматы требует анализа, планирования и предвидения ходов. Это развивает логическое мышление, способность принимать решения. Развитие концентрации внимания: шахматы требуют сосредоточенности и умения сфокусироваться на игре. Развитие памяти: нужно запоминать различные ходы и стратегии, а также следить за ходом партии. Развитие творческого мышления: шахматы дают возможность экспериментировать с различными стратегиями, искать новые и нестандартные подходы к решению проблем. Игра учит терпению, выдержке, умению принимать не только победу, но и поражение.
– Получается, что шахматы — это, по сути, идеальный тренажёр для ума. Есть мнение, что в шахматах можно обойтись без профессионального тренера, так ли это? – Всё зависит от целей и уровня игры, которого вы хотите достичь. Для начинающих игроков освоение основ шахматной игры возможно без тренера. Есть много книг, видеоуроков и онлайн-ресурсов, которые помогут вам овладеть игрой в шахматы самостоятельно. Чтобы добиться более высокого уровня, профессиональный тренер необходим. Он сможет помочь в развитии стратегического мышления, в анализе позиций, работе над ошибками, в повышении общего уровня игры. Поможет преодолеть трудности, которые возникают во время игры, объяснит, как развивать тактические и стратегические навыки. Может предложить индивидуальные тренировки и научить вас использовать компьютерные программы для анализа партий, что поспособствует достижению лучших результатов, поможет вам стать сильным и уверенным шахматистом. – Как долго и как часто нужно заниматься шахматами, чтобы увидеть результат? – Всё зависит от индивидуальных особенностей детей. Первые успехи — это овладение игрой. Если же брать победы в соревнованиях в той или иной возрастной группе, то у некоторых ребят результаты могут быть через полгода обучения, но опять же всё зависит от ребёнка. – Довольно часто дети непоседливы. В чём ваш секрет удержания внимания у учеников? Как сделать так, чтобы у ребёнка со временем не пропал интерес к шахматам? – Чтобы у ребят не пропал интерес к игре, есть несколько важных моментов, которые стоит учитывать. На занятиях необходимо создать положительную атмосферу: поддерживать детей, хвалить их за достижения, даже если они небольшие; избегать монотонности, использовать игровые элементы, рассказывать интересные факты о великих шахматистах, об истории игры. Участие в соревнованиях поможет развить в ребёнке желание совершенствоваться и побеждать. Я даю возможность выбора: изучать шахматную литературу или работать с компьютерными программами, потому что кто-то лучше понимает из книг, а кто-то привык получать информацию посредством компьютера. Давать выбор детям — это очень хорошо. Ну а самое главное — занятие должно проходить в интересной для ребёнка форме. Но многое зависит и от воспитания детей.
– Сергей Иванович, как понять, есть ли у ребёнка склонности или определённый талант для того, чтобы добиться успехов в шахматах? – Определение склонностей и талантов у детей — процесс сложный. Могу дать несколько практических советов. Обратите внимание, интересует ли вашего ребёнка игра в шахматы. Приобретите шахматную доску, дайте ребёнку возможность играть с ней и фигурами, понаблюдайте, как он взаимодействует с ними, насколько быстро осваивает правила игры. Оцените логическое мышление. Шахматы требуют развития логики, стратегического планирования и просчёта ходов. Обратите внимание на то, насколько хорошо ваш ребёнок анализирует и решает задачи. Если вы хотите получить более точную оценку потенциала ребёнка в шахматах, обратитесь к педагогу или тренеру. Профессионал сможет провести более подробное тестирование и оценить уровень интереса, способности к обучению шахматной игре. Помните, что даже если ребёнок не обладает врождённым талантом в шахматах, он всё равно может развить навыки в этой игре с помощью практических тренировок. – В завершение нашей беседы хочу задать вам ещё один вопрос. Правда ли, что ты сам начинаешь слабее играть, если много занимаешься с детьми? Есть ли у вас время самому играть в турнирах? – Действительно многие тренеры говорят про данную особенность. Скорее всего, это из-за того, что не хватает игровой практики, ведь многие тренеры являются ещё и организаторами соревнований, и судьями. Сам я редко играю в турнирах. Думаю, что сейчас появится больше возможностей, так как в Советске появилось ещё три судьи по шахматам. – Сергей Иванович, спасибо большое за интересное, содержательное интервью. Поздравляем вас и всех шахматистов с Днём шахмат. Пусть каждый ход приближает к победе, чтобы у соперников не оставалось шансов, а у зрителей перехватывало дыхание от каждой игры! Желаем успехов и отличных показателей!
Татьяна Царегородцева. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»