Главная » 2023 » Август » 28 » Николай и Ксения Мертвищевы: «Даже мы, будучи реконструкторами, пытаясь заниматься эпохой, всё равно остаёмся людьми XX – XXI веков»
12:55
Николай и Ксения Мертвищевы: «Даже мы, будучи реконструкторами, пытаясь заниматься эпохой, всё равно остаёмся людьми XX – XXI веков»

В настоящее время активно развивается движение исторической реконструкции. Этот относительно молодой вид хобби объединяет десятки и даже сотни тысяч людей самых разных возрастов во всём мире, включая Россию. Реконструкторы воссоздают значимые события, стараясь делать это с максимальной исторической достоверностью.

Представляем вашему вниманию материал Артёма Ямщикова, заведующего отделом научно-просветительной работы Яранского краеведческого музея, посвящённый данному модному увлечению. Молодой человек встретился и побеседовал с Николаем и Ксенией Мертвищевыми, реконструкторами эпохи раннего Средневековья из Яранска.


НВВ.

 

– Николай, Ксения, я большой любитель книг про средневековье. Как вы считаете, истории, описанные в художественных книгах, красивые картинки на эту тему сильно отличаются от существовавшей в то время реальности? Хотели бы вы жить в то время?

– Николай: Добрый день! Мы очень рады встрече и возможности рассказать о чём-то интересном. Начать нужно с того, что тысячу лет назад у людей были совершенно другие представления о гигиене. Сейчас мы жалуемся на загазованность и мусор вокруг, а загляните в прошлое… Раньше у каждого была лошадка, несколько коров, овцы, свиньи, все они производили навоз. Поскольку никакой центральной канализации не было, всё это, конечно, пахло. В лучшем случае «отходы» складывали в выгребные ямы, в больших городах могли быть дренажные системы, но это тоже неприятно пахло. В водоёмы стоки несут всё, что смыло во время дождя, и тут появляется ещё одна проблема — болезни, отсутствие понимания как их лечить. Именно поэтому в период Средневековья воде для питья люди могли предпочесть алкоголь. От воды иногда начинались неприятные вещи с желудком, и люди, особенно дети, умирали от диареи и других болезней. Высокая смертность — ещё одна проблема прошлого.

Художественные книги пишутся для приятного чтения, и акценты в них расставлены именно на красивых или приятных моментах. Кроме того, автор, вообще, может иметь очень общие знания о времени, про которое пишет, реальность может быть сильно приукрашена. Задача художественных произведений — развлекать людей в контексте конкретной эпохи, а не давать глубокие знания.

Даже мы, будучи реконструкторами, пытаясь заниматься эпохой, всё равно остаёмся людьми XX – XXI веков. Мы экстраполируем современную жизнь, показываем, как к ней относимся, как относимся друг к другу в своих занятиях. Сложно себе представить, чтобы несколько веков назад женщины имели такой же значимый вес в обществе, как сейчас, например. Художественные книги хороши, чтобы погрузиться в эпоху, развить свой интерес к ней. Лично мне бы не хотелось жить в то время.

– В чём заключается смысл исторической реконструкции? Для чего вы переодеваетесь и живёте жизнью прошлого?

– Николай: Для меня всё началось с исторических книг. Интересовали три эпохи: Древняя Русь, Петровское время и Русско-японская война. Например, книга «Русский щит» Вадима Каргалова — это роман об осаде Белгорода печенегами. Потом появились славянское фэнтези Марии Семёновой — «Волкодав», «Мы — славяне». Две другие эпохи помогли познать книги «Пётр I» Алексея Толстого, «Цусима» Алексея Новикова-Прибоя и «Порт-Артур» Александра Степанова.

Окончательно исторической реконструкцией мы с Ксенией занялись в 2009 году, когда у нас появились компьютер, интернет и автомобиль. Я узнал, что в Козьмодемьянском районе будет проходить фестиваль исторической реконструкции. На тот момент мне уже немного было известно, кто такие реконструкторы, чем они занимаются, захотелось посмотреть воочию. На фестиваль можно было приехать туристом, поставить палатку, пожить там. Мы взяли с собой друзей и поехали. Ночь или две провели там. Посмотрели, как ребята друг друга бьют, катаются на лошадях. Место там живописное, чуть-чуть археологизировано, в VII веке, кажется, было городище. Там пытались сделать что-то вроде туристического комплекса. Не знаю, получилось ли довести идею до конца или нет. На тот момент были частокол, землянка и ворота. В общем, нам стало интересно.

Как-то в Яранск на одну из акций «Ночь в музее» приехал Женя Фокин из клуба исторической реконструкции «Волжский путь» с друзьями. Ребята привезли оружие, доспехи, рассказывали и показывали, предложили желающим присоединиться. С 2010 года мы являемся небольшим (Яранским) филиалом клуба исторической реконструкции «Волжский путь», который базируется в Йошкар-Оле, в Царевококшайском кремле.

Для чего нужна реконструкция? Однозначно не ответить, так как интересы у людей разные. Некоторые приходят к нам за «спортом». Война, бои — это экстремальный, но спорт. К примеру, те, кто занимается историческим средневековым боем, надевают полные латные доспехи, по нашим представлениям становясь похожими на рыцарей, и лупят друг друга до тех пор, пока кто-нибудь не падет, то есть до полной победы. Участники учатся бою и бьются не на шутку. Это более серьёзные занятия, там всё почти как в настоящем бою.

Часть посетителей приходит из любопытства. Им интересно посмотреть, ощутить, пожить в палатках в поле, приготовить еду на костре, походить в одежде без карманов. Оказывается, карманы — величайшее изобретение человечества, когда их нет, это ощутимо.

Есть люди, которые занимаются реконструкцией для науки. Они получили какое-то историческое образование и теперь пробуют применить теоретические знания на практике — ставят эксперименты. Им интересно всё: бой, оружие, ремёсла, образ жизни в походе и дома.

Для нас же историческая реконструкция — это в первую очередь интерес, возможность попробовать новое, применить свои знания на практике.

– Я бы ещё добавил коммерческую сторону. Есть люди, которые занимаются обеспечением всего этого движения?

– Николай: Безусловно! В основном такие люди живут в крупных городах. Они обеспечивают украшениями, доспехами, оружием, вещами быта — абсолютно всем. Их потребителями являются музеи, индустрия кино, реконструкторы. Каждой из этих групп нужны красивые вещи. Конечно, посмотреть на выкопанную кольчугу интересно, но по зрелищности она проигрывает новой, блестящей, отполированной. Чтобы создать яркий образ эпохи, нужны вещи, изготовленные в наши дни, но в исполнении очень похожие на вещи прошлого.

– Для чего всё это нужно в реальной жизни?

– Николай: В первую очередь, это новые знакомства и общение. У нас много друзей по России — Казань, Ульяновск, Самара, Чебоксары, Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Набережные Челны и другие города. Меч, конечно, мне не сковать, впрочем, много из того, что люди делали раньше, повторить не смогу, но это всё равно развивает кругозор.

– Ксения, а что вы вынесли для себя? Сможете приготовить что-то из блюд прошлого? Открыли бы харчевню в Яранске?

– Ксения: Приготовить смогу, а вот харчевню не стала бы открывать. То, что мы готовим на фестивалях, не всегда вкусно. Есть рецепты, которые до нас дошли, в той или иной степени видоизменившись. Мы с девочками время от времени готовим по ним на фестивалях. Мужчины, конечно, это едят, но улыбаются — блюда не очень вкусными получаются. Связано это с тем, что в прошлом часто питались овощами и кашами, да ещё с небольшим количеством специй. Кроме того, нужно понимать, что у нас представлена полевая кухня, дома в печи готовили другие блюда. Да и вкусовые пристрастия современных людей сильно отличаются. Из блюд хотелось бы отметить скандинавский молочный суп с рыбой. Вроде бы странное сочетание продуктов, но вкусно.

В «Повести временных лет» описано, что князь Святослав «...в походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины». Представляете, ели мелко нарезанное мясо, испечённое на костре, а спали просто в поле. Мы смеёмся, а люди так жили.

– Какие есть популярные направления исторической реконструкции?

– Николай: Мы реконструируем период раннего Средневековья, его ещё называют эпохой викингов. Это VIII – XI века. Эпоха началась с нападения викингов на монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн в Англии (конец VIII века), а закончилась, когда в битве при Стэмфорд-Бридже войска Гарольда Годвинсона, английского короля скандинавского происхождения, разбили войска норвежского короля Харальда III Сурового. Последний пытался завоевать Англию, но потерпел поражение и погиб. Через месяц, в 1066 году, войска Вильгельма Завоевателя (нормандское герцогство) разбили армию Гарольда Годвинсона, переплыли Ла-Манш и завоевали Англию. Вильгельм стал королём Англии и основателем нормандской династии. Это было последнее завоевание Британии уже нормандцами.

Именно реставрацией эпохи викингов занимается наибольшее число людей. Здесь самый низкий порог вхождения (дешевле всего собрать комплект) и больше романтики. Викинги многим нравятся. Конечно, рогатых шлемов у них не было, но ореол пиратов и корабельной жизни привлекает.

– Ксения: Прекрасных мужчин ростом в 2 метра, как показано в фильмах, кстати, тоже не было. Средний рост викингов составлял 170 см.

– Николай: Следующее популярное направление реконструкции — стрельцы XVI-XVII веков. Потом идёт Вторая мировая война. Небольшое количество энтузиастов воссоздают эпохи Древней Греции, Рима, Древнего Египта, каменного века, скифов, Вьетнамской войны, войны 1812 года. Есть реконструкторы, выделяющиеся из общего ряда, например, я видел реконструкцию средневекового японца.

– Ксения: Видели также реконструкцию средневекового еврея. Интересно получилось.

– Расскажите о масштабах реконструкции, много ли людей собирается?

– Николай: Скажу только про нашу эпоху, так как её легче оценить. Реконструкцией Средневековья занимаются в разных странах, но на российские фестивали иностранцы тоже иногда приезжают. Я встречал японца, поляков, немцев, французов, на фестивале в Татарстане познакомился с ребятами из Болгарии.

Самый большой фестиваль проходит в Польше, в городе Волин, назовём его фестивалем викингов, потому что большинство реконструирует их. В России недалеко от города Елец Липецкой области ежегодно проводится фестиваль «Русборг». Там можно увидеть самый большой в Европе, да и в мире, наверное, макет круглой крепости эпохи викингов. Он находится в процессе строительства: ров, вал, частокол уже есть, начали возводить внутренние строения. Ещё хотелось бы вспомнить самый большой фестиваль, на котором мы были, — «Времена и эпохи». Он проводился в Москве, в Коломенском. Там было около 2500 участников, бойцов вышло, наверное, около 700. Это очень много.

– Если думать о далёком прошлом, то и 20 воинов много.

– Ксения: Нужно помнить, что воин кроме службы ничем не занят, его нужно кормить, одевать, предоставить ему жильё, платить зарплату. Поэтому даже 20 бойцов — это неплохая дружина, а фестиваль для 50 человек — это, считай, две дружины встретились в поле. Мы, современные люди, уже меряем масштабами Второй мировой, где использовались большие воинские соединения и нам сложно бывает поверить в такое.

– В какой-то книге была реплика: «Рыцарь может отгонять 2-3 десятка крестьян-ополченцев, не отвлекаясь от поиска достойного соперника…». Вооружённые профессиональные воины были огромной силой.

– Николай: Всадника при определённом везении могли сбить с лошади. А в целом, да, профессиональные воины — сила огромная. Приведу пример. К городу Висбю как-то подошли войска, их встретило городское ополчение в папиных, дедушкиных, прадедушкиных доспехах. Вышли в поле. Ополченцев вырезали всех, даже не раздевая от доспехов, покидали во рвы. С оружием ещё нужно уметь обращаться!

– Кто обучает приёмам боя?

– Николай: В некоторых больших клубах есть помещения для тренировок, например, в клубе «Шторм» (г. Нижний Новгород). Остальные тренируются сами (по книгам и видео в сети) или не тренируются вовсе.

– На фестивале всё представлено так, как это было в прошлом?

– Николай: У разных фестивалей и клубов уровни соответствия разные. Участники стараются соответствовать эпохе, но в пределах разумного. Мы так же ездим на машине, а не на лошадях, везём вещи в пакетах и сумках, но спим в палатках из шерсти или парусины, используем деревянную и глиняную посуду. Большие энтузиасты могут отправиться группой в поход в лес, например, на лыжах или осуществить сплав на лодках. Но всё-таки они будут иметь при себе средства спасения, на случай, если что-то пойдёт не так, как планировали.

– Чем отличаются туристические и реконструкторские дни?

– Николай: Бывают фестивали-междусобойчики, которые проводятся реконструкторами для коллег, без приглашения туристов. У нас такой любимый фестиваль «Альтинг», его в конце августа – начале сентября проводят наши казанские друзья из клуба «Варяг». Там туристов нет. Мы скидываемся на еду, чтобы была централизованная готовка, и на вывоз мусора. Там проводится всё, что можно придумать: конкурсы, имитация военных действий, поединки копейщиков, лучников, суличников… Всё, на что хватает фантазии. Организаторы могут новое что-то придумать, например, средневековый футбол.

Есть фестивали коммерческие, на них доступ зрителям (туристам) открыт с самого начала и до конца. Реконструктор в некотором смысле аниматор, хотя по-прежнему продолжает заниматься своим делом, и ему никто не мешает. На таких фестивалях всегда есть определённый набор зрелищных состязаний (вроде массовых боёв), и проходят они по графику.

Есть фестивали с туристическими и закрытыми днями. Закрытые дни (обычно это дни заезда и отъезда) отличает только отсутствие туристов. В такие дни тоже могут проводиться состязания, а их финалы организуются в туристический день.

– Чем на фестивалях занимаются парни, а чем девушки?

– Ксения: Любой фестиваль — это встреча друзей. Парни ведут бои, занимаются хозяйством. Мы общаемся, во время боёв носим мальчишкам воду, кормим их, поим, помогаем одеться, раздеться, следим за бытом. Все, кто занимается какими-то ремёслами, продолжают свои занятия. Никто никого ни в чём не ограничивает.

– Можно ли жить за счёт исторической реконструкции?

– Николай: Можно. В основном реконструкторы проживают в больших городах, где спрос на их продукцию выше. Конечно, современная почта и интернет решают многие проблемы, в том числе проблемы доставки. Необходимые вещи теперь отправляют из любого города. Мастера, пользующиеся наибольшим спросом (оружейники, бронники, ювелиры, ткачи), после наработки круга потребителей вполне могут заниматься исключительно своим делом и на это жить.

– После возвращения домой жизнь не кажется скучной?

– Ксения: Жизнь дома радует наличием душа, канализации, кремов и приятной кровати. Пожить в условиях фестиваля интересно, но вряд ли хоть кто-то из реконструкторов мечтает провести так всю жизнь. Надышавшись свежим воздухом, приготовив еду на костре, встретившись с друзьями, мы возвращаемся домой и с нетерпением ждём следующих встреч.

– Скажите несколько слов, пожеланий для читателей.

– Николай: Самый близкий к нам фестиваль исторической реконструкции проводится в Йошкар-Оле, в Царевококшайском кремле. Называется он «Наследие». Если у вас есть желание прикоснуться к истории, посмотреть на средневековые сражения, поединки, на людей в костюмах, не упускайте шанса на нём побывать.

Что ещё пожелать? Читайте хорошие книги!

Категория: Яранск | Просмотров: 1671 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):