10:19 Галина Шубникова — гордость Вятки! | |
Недавно мы побывали на творческой встрече с нашей землячкой, поэтом Галиной Шубниковой. Зал был полон. К встрече готовились и ждали с нетерпением. И как не пообщаться с человеком, который за 5 лет достиг признания на литературном поприще. В июне 2023 года Галина Шубникова принята в Союз российских писателей! Чувства радости и гордости переполняют нас за нашу землячку. Галина — первый поэт из Советска, покоривший поэтический олимп. Именно в классической поэзии она черпает силу для своего творчества. Предлагаю вашему вниманию её стихотворение. Моя провинция В нашей провинции воздух звенит синицей, Медленна жизнь, будто слой облаков загустел. Капля дождя слезинкой дрожит на ресницах, День отпустив, календарный листок улетел. Скрученной нитью сплетается жизнь в паутину, Радуга проблеском мост перебросит вдали. Наша провинция — вотчина комариная — Звон колокольно-серебряный изнутри. Поэтическими строками описаны и печали, и радости нашей провинции. Как образно и неподражаемо воспета духовная красота нашей Кукарской земли! Молодец! И вот сегодня мы с Галиной сидим за чашечкой чая и вспоминаем, с чего начиналось её творчество. А ответ прост. Всё начинается с неподдельной, искренней любви. Все её стихи, о чём бы она ни писала: о родителях, природе, родном крае, воинах — все они о любви к жизни. Мы перелистываем страницы её книг и читаем стихи. *** Снова ветви от ветра роняют слова, Слово в воздухе виснет причудливой тенью. В этот миг ты срывал лепестки, целовал. Я лишь веткой была. Лишь цветком. Лишь сиренью. Дождь, когда застывал хрусталём на бегу, и, когда ты шагами хрустел под окошком, я лишь каплей дождя — ни секундой не лгу! — прикоснуться желала к горячей ладошке. Снова солнце встаёт на другом берегу, Слово «ветер» опять превращается в «вечер». Я песчинкой лечу, и на жгучем ветру ты теряешь меня, что летела навстречу. — Галина, пять лет назад было напечатано Ваше первое стихотворение, а сейчас Ваши стихи публикуют в различных журналах: «Подъём» (Воронеж), «Бельские просторы» (Уфа), «Нижний Новгород», «День и ночь» (Красноярск), «Петровский мост» (Липецк), «Литера» (Йошкар-Ола), «Гипербореи» (Тюмень), «Литературный круг» (Челябинск), «Чаша круговая» (Екатеринбург) и других. Стихи востребованы. На встрече их читали поклонники Вашего творчества. Песни на Ваши стихи прозвучали в исполнении нижегородского барда Светланы Дьяковой, великолепно читал стихи актёр Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова Михаил Драгунов. Это признание! Поэтому задам острый вопрос. Признание — это почти всегда гордость одних и зависть других. Как Вы считаете, большое эго помогает или вредит поэту? — Про гордость не могу сказать. Наверно, была какая-то «прививка» против этого. Радость от того, что у меня что-то получилось и я продвинулась ещё на один шаг — да, это было и есть. И я не устаю цитировать своих учителей в поэзии. Когда я отдавала свою книжку «Морозное яблоко» после окончания курсов литературного мастерства профессору и поэту Н.А. Ягодинцевой, то сказала, что почему-то радовалась только тогда, когда получила её из издательства, а потом быстро радость сменилась недовольством собой, что могла бы лучше. Она ответила, что это и есть самый главный двигатель развития в творчестве — не сидеть и не гордиться собой: какая же я молодец… Поэтому я и не могу называть себя поэтом… Поэты — это Мандельштам, Пушкин, Лермонтов, Тарковский, Рубцов и т.д. Если ты написал рифмованные строчки и даже издал книги, это ещё не значит, что ты стал поэтом, как у нас принято называть всех пишущих подряд. И ещё одно высказывание любимого учителя, профессора и поэта Ю.В. Казарина: «Если вас читают при вашей жизни — это пока литературное творчество. А вот если будут читать после смерти, то можно назвать и поэзией, и то не всегда». А зависть других… Я остро чувствую, когда человек радуется искренне, а когда не может выдержать чужой успех. Но это его выбор. И вряд ли этот выбор даёт ему силы двигаться вперёд. Можно завидовать и стремиться достичь этого же, а можно тешить своё самолюбие. Мне с ними не по пути. Главное работать. У своих учителей я училась и соблюдению ритма, и когда его можно нарушить, училась логике, форме, отвыкала писать штампами — это самое трудное. Нельзя написать стихотворение, просто сделав описание увиденной картинки природы. Зарисовка будет, но не тронет душу. Поэтому читаю постоянно своих учителей. Как не восхищаться такими строчками и не мечтать писать на таком же уровне? *** Нина Ягодинцева Человек человеку — такая печаль Неизбывная, Господи! По лукавым речам, пересохшим ручьям, По мерцанию в голосе Приближаемся к небу, где всё на просвет — Даже горы и крепости. Человек человеку... Печальнее нет Сей невидимый крест нести. Занимается сердце: боли, но вмещай Всё, чем жили — да бросили... Человек человеку такая печаль Неизбежная, Господи! Невозможная, Господи! Всюду темно — А иду как с лампадою. Что мне в этой пресветлой печали дано, Коль иду, а не падаю? *** Юрий Казарин Взгляд остановлен птицей. Господи, стрекоза… Небо кольнёшь ресницей — Что это? Чья слеза? Вечность — простое чудо: видишь меня, вода? Скоро и мы оттуда будем смотреть сюда. Ни одного лишнего слова. Можно читать бесконечно. Коснувшись учителей, не могу не сказать о клубе «Родники трехречья» и его руководителе Н.В. Леденцовой. Только придя в клуб, я начала думать о развитии, об учёбе, потому что поняла, что так писать нельзя. И там я стала преодолевать страх выступлений. Ничего не бывает зря, и из всего можно делать выводы, только их надо делать правильно. Это уже потом были курсы в Челябинском государственном институте культуры, поэтическая школа Band в Москве, Студия издательства «СТиХИ» в Москве. — Неоднократно я слышала от Ваших читателей, что Ваши стихи перечитывают, чтобы уловить их глубокий философский смысл. Как Вам удаётся заставить человека задуматься, поразмышлять о нашем бытии? — Заставить, я думаю, нельзя. Кто-то восприимчив к поэзии, кого-то поэтические строки не трогают. Но кто любит поэзию, тот ищет созвучие с собой. Поэтому, на мой взгляд, единственный выход в этом случае — писать правдиво. Если мы чувствуем фальшь, мы не идём за этим человеком. Так, наверное, и со стихами. Если с первой строчки цепляет какое-то слово или человек сразу уловил смысл, пусть даже и отличный от авторского, что-то своё… он дочитает и будет думать, о чём же хотел сказать автор, а почему он сказал об этом так. Только правда… через личные переживания к общему, что дорого каждому человеку, а не только тебе. Ведь поэт видит мир немного по-другому, поэтому и читателя переносит в своё видение мира. А там уже предстоит работа и читателю. Читать тоже надо учиться — не просто слова и фразы читать, а думать. — Стихи каких авторов больше всего повлияли на Ваше мышление? — Я не буду говорить о великих классиках из школьной программы. Скажу о Николае Рубцове, к которому я тоже пришла не сразу, не вдруг. Помимо стихов, много изучала воспоминаний о нём, проникаясь все больше и больше. Знакомилась с исследователями его творчества. И поездка на Рубцовский костёр, когда идёшь по Николе, по той дороге, где он ходил, где сидел на берегу Толшмы, где он смотрел на звёзды, где прошло его военное и послевоенное детство в детском доме, где он написал поздние, лучшие свои стихи — это теперь навсегда со мной. Вот одно из любимых его стихотворений, может быть, и не самых лучших, но заставляющих думать. *** Николай Рубцов Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог... Там в избе деревянной, Без претензий и льгот, Так, без газа, без ванной, Добрый Филя живёт. Филя любит скотину, Ест любую еду, Филя ходит в долину, Филя дует в дуду! Мир такой справедливый, Даже нечего крыть... — Филя, что молчаливый? — А о чём говорить? Много читаю Николая Заболоцкого, Арсения Тарковского. Люблю стихи наших вятских поэтов Татьяны Тунгусовой и Валерия Фокина. Стараюсь следить за молодой поэзией страны, потому что молодёжь чаще всего использует новаторский подход, совершенно по-другому пишет, казалось бы, об обыкновенном. Всех поэтов не перечислишь. У меня всегда несколько книг с закладками, и я в течение дня могу читать разных поэтов. И конечно, их поэзия оказывает большое влияние и помогает не только находить ответы на вопросы, но и учит видеть и слышать невидимое и неслышимое. — У Вас за 5 лет вышло 5 книг. Пожалуйста, поделитесь отзывами о них. Елена Крюкова, поэт, прозаик, искусствовед, член Союза писателей России, член Творческого союза художников России, профессиональный музыкант, о книге «Морозное яблоко»: — Глоток свежего воздуха. Свежего ветра. Так часто его не хватает. И вот он — есть. Поэзия Галины Шубниковой родом из такого русского ветра, синего — в марте — деревенского снега, из горячих слёз и ночных скорбей, из чистейшей детской радости и горчайших детских слёз. Она — из детства. Поэтика Галины Шубниковой свободно вырастает из природы, из земли, от земли. А там, где земля, там и небо. И поэт сшивает собой, своей жизнью, своими переживаниями родное небо и родную землю. Это и есть миссия. Ирина Малкова, член Союза писателей России, о книге «Нарисую стихи листопадом»: — Есть поэзия, оторванная от реальности. А есть та, что становится отражением жизни простого человека, коим является автор. «В листопаде моём — годы, месяцы, дни», — говорит на страницах сборника «Нарисую стихи листопадом» наша современница Галина Шубникова. И в них скрыта сама суть этой книги, ставшей откровением, с которым писательница обращается к своему читателю. Произведения на страницах охватывают многие десятилетия, от детских лет Галины до сегодняшнего дня. Они становятся нитями, связывающими поколения. Иван Родионов, критик, о книге «Вятская тетрадь»: — Автор тонко чувствует родную природу. Кажется, такое сейчас возможно только вдалеке от столиц. Вятские неброские пейзажи встают перед глазами читателя зримо и явственно; подобные строки не выдумываются, они видятся, проживаются… Её диапазон тем необычайно широк — от пронзительной любовной и религиозной лирики до строк, пропитанных высокой гражданственностью и подлинным, корневым, а не казённым патриотизмом, который поэтом опять-таки прожит и выстрадан. Стефания Данилова, поэт, литературный критик, о книге «Синяя тишина»: — У поэта Шубниковой узнаваемый и отчётливый голос, порой срывающийся на крик о пощаде к миру и людям, а иногда и переходящий в шёпот — шелестящая листва, молитва — то ли в маленькой церквушке, то ли дома в красном углу, но идущая от самого чистого сердца. — Знаю, что гражданская лирика не Ваш конёк. Но эту тему не обходит ни один творческий человек, ему приходится писать и отражать реальную действительность жизни, так как автор стихов живёт в этом мире. На поэтической встрече зал рукоплескал, когда было прочитано стихотворение «XXI век». Привожу его в подтверждение своих слов. XXI век Как будто не было вчера, И не было прогресса, Кричала лозунги с утра О переменах пресса… … А происходит-то всего: Старушка на реке Бельишко чистое своё Полощет вдалеке. Спина больная колесом, Как будто коромысло. Мне не найти ответа в том, Что не имеет смысла. И нет ни злобы, ни вражды Ни к недругам, ни к власти. А просто в доме нет воды — Вот все её напасти. И сердце сжалось за неё: Две тысячи двадцатый — Полощет бабушка бельё В воде коричневатой… — Есть ли у Вас в планах писать стихи на острые экологические, социальные, гражданские темы? — Мы все живём в одном мире и не откликаться на события не получается. Одно дело, что гражданская лирика не всегда считается поэзией, а уж просто событийная — тем более. Её ещё называют датская (по датам). Но если меня что-то взволновало, то я всё равно пишу, не примеряя, поэзия это или нет. Но опять же, если ты не пережил этот момент, стихотворение будет просто констатацией факта. Ну как можно писать о войне, если ты никогда там не был? Можно только написать о своих ощущениях, которые вызывает это слово. Другое дело — написать в поддержку и вселить надежду в сердца. У кого-то лучше получается гражданская, кто-то тяготеет к философской, просто к лирике. Невозможно предугадать, в какие строки выльется то состояние, которое сначала накапливается в виде энергии, эмоций, а потом уже переходит в слова. — На сегодняшний день признание в литературных кругах есть. Какие планы на будущее? — В творчестве у меня никогда не было далеко идущих планов. Хотелось научиться писать теоретически грамотно. И чтобы стихи находили отклик. Но делая шаг за шагом, ты расширяешь границы своих возможностей. И если раньше о чём-то даже не мечтала, то сейчас — а почему бы и нет? Так пришло желание заниматься переводами. И учиться этому. И пишется следующая рукопись со стихами, поэтому, конечно, хочется, чтобы ещё были и книги, и встречи с читателями. Наш город далеко от литературной жизни областного центра, не всегда получается съездить туда на какое-то мероприятие. Очень не хватает литературного объединения в нашем городе, я говорю об этом уже не впервые. И если не замахиваться на далеко идущие планы, то хочется обратной связи и тех, кто любит поэзию: читать, обсуждать, расти вместе. И как же опять не вспомнить слова ректора студии «СТиХИ»: «…Мы начинали с трёх человек на нашей кухне». Сейчас у них издательство в Москве и поэтическая студия, где обучение бесплатно на конкурсной основе. Чашечки с чаем давно остыли... Да так и должно было случиться... Мы были наполнены вдохновением от беседы.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»