13:25 Главное – не победа, а участие | |
Эта крылатая фраза, изначально имевшая отношение только лишь к спорту, не должна рассматриваться как некое утешение проигравшим, она напоминает о том, что сами игры лучше, чем гонка и награда. Важно не ограничивать себя только победой, но и наслаждаться процессом, достойно бороться, развиваться и учиться на протяжении всего пути к успеху. Почему я начала именно с этого выражения? Решив продолжить тему о конкурсе «Учитель года Кировской области», реально оценила шансы каждого из 97 претендентов на победу. Были выбраны победители в 12 номинациях (это чуть более 12% от всех конкурсантов) и 24 призёра (ещё 24%). Остальные 64% педагогов вошли в историю конкурсного движения просто как участники. Думаете, это плохо? Нет. Это тоже победа, поскольку далеко не каждый решится на подобный шаг. Загляните в интернет, рассмотрите многочисленные фотографии специалистов, не ставших финалистами, – там нет расстроенных лиц, везде улыбки, счастливые взгляды, яркие эмоции, красивые одежды, модельные позы. Это доказывает, что педагоги умеют владеть собой, наслаждаться моментом, проявлять сплочённость, поддерживать друг друга, радоваться успеху коллег. Они живут, руководствуясь принципом «Не получилось сегодня – получится в следующий раз» и учат этому своих воспитанников.
Сегодня мне хочется вам представить Ольгу Александровну Бажукову, которая была участницей регионального конкурса в номинации «Педагог-наставник». – Ольга Александровна, конкурсная суета и волнение остались позади. Можно вздохнуть свободно и поделиться впечатлениями. Но для начала расскажите немного о себе. – Родилась в Республике Коми. Когда мне было 6 лет, родители переехали в Советский район. Окончила Колянурскую среднюю школу. Есть два сына, 17 и 15 лет. Работаю преподавателем спецдисциплин индустриально-педагогического колледжа г. Советска. Общий стаж 14 лет. – Что повлияло на выбор профессии? – О педагогической профессии начала задумываться, когда училась в 3 классе. Очень нравилось наблюдать за учителями во время уроков: как они читают, с какой интонацией говорят, как держат указку и стоят у доски, а самое главное – как выглядят (строго, в деловом костюме, с красивой причёской). Весь их вид внушал уважение и вызывал доверие. С возрастом профессиональные предпочтения менялись, но волею судьбы стала учителем. Сначала окончила Советское педагогическое училище по специальности «преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области иностранного языка, потом ВятГУ (факультет педагогики и психологии, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования). Имею диплом бакалавра. – До педколледжа вы ещё где-то работали? – Да, мой профессиональный путь начался с работы воспитателя в дошкольной группе средней школы №2. Затем мне предложили должность учителя начальных классов в этой же школе, чуть позже – должность преподавателя индустриально-педагогического колледжа. Я очень люблю свою работу, своих студентов, которые для меня являются главными мотиваторами и вдохновителями. – Раз уж упомянули о мотивации, скажите, что побудило вас к участию в конкурсе «Учитель года»? Это было личное желание или кто-то мотивировал, вдохновил? – Участвовать в конкурсе в этом году я не планировала. На этот непростой шаг меня сподвигли сотрудники Института развития образования Кировской области: директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Г.А. Кобелева и методист А.А. Кузнецова. Идею участия в областном конкурсе поддержала директор ИПК Елена Николаевна Галкина, которая постоянно была со мной на связи. Бесконечно благодарна этим людям за предоставленную возможность заявить о себе.
У.А. Луковникова, О.А. Бажукова, Е.Н. Галкина, М.А. Литяго – Знаю, что это не первый профессиональный конкурс, в котором вы участвовали. В 2023 году, например, стали призёром регионального конкурса «Наставник в сфере образования». Помог ли опыт прошлого сейчас? – Конечно, опыт участия в региональном конкурсе мне очень помог. Вообще, любое участие в конкурсах, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п. – это своеобразная ступенька к мастерству, импульс для профессионального роста, саморазвития. – Вы участвовали в номинации «Педагог-наставник». Сколько ещё человек претендовало на это звание? – В данной номинации помимо меня участвовало еще 8 человек: учителя-предметники, воспитатель, педагог-организатор. Одни трудятся в Кирове, Кирово-Чепецке, другие приехали из Кумён, Красной Поляны, Уржума, Афанасьева, Кильмезского района. Все профессионалы своего дела. – Расскажите, как проходила неделя профессионального мастерства. Какое конкурсное испытание было для вас самым интересным, а какое самым сложным? Что больше всего запомнилось? – Конкурсная неделя прошла быстро, но при этом она была яркой и насыщенной, оставила массу приятных воспоминаний. Очень понравились и запомнились мастер-классы от наставников. Ни один из них не был похож на другой, в каждом проявлялись талант и педагогическое мастерство участников. Другие конкурсные испытания были не менее увлекательными. Сложных испытаний выделить не могу, мне всё показалось вполне посильным, а самое главное – интересным. Когда тебя оценивают, ты сам сравниваешь себя с другими – это очень полезно, хотя и волнительно.
– Хочется узнать, какими секретами поделились вы и ваши конкурентки в конкурсе «Лайфхак от наставника». – Я представила коллегам приёмы взаимодействия с молодым педагогом. А вообще, методических приёмов, интересных идей было огромное количество, многие из них хотелось бы реализовать и продемонстрировать. Очень запомнились нестандартные игровые приёмы работы, их я планирую использовать в своей деятельности. – Используя опыт конкурса, что хотели бы поменять в своей работе? – Учитель – это профессия, в которой нельзя останавливаться на достигнутом. Педагогам постоянно хочется что-то менять, делать лучше, интереснее, качественнее. Домой я вернулась с твёрдым убеждением, что обязательным компонентом педагогического мастерства является участие в профессиональных конкурсах. Поэтому в дальнейшем буду не только сама участвовать в данных мероприятиях, но и привлекать молодых коллег к конкурсному движению, помогать им с подготовкой. Не нужно бояться пробовать что-то новое, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. – Насколько важным для вас было место победителя? Какой главный урок для себя извлекли? – Желание нравиться, быть лучшим в чём-то, уверена, есть у каждого. Награды, внимание, признание, любовь и уважение позволяют чувствовать себя увереннее, сильнее, значимее. Но радуют ведь не только победы. Я, к примеру, о месте победителя даже не задумывалась, мне был важен сам процесс участия в конкурсе, возможность обогатить свой опыт, развить дружеские связи. Хотелось увидеть, как работают другие, понять, куда двигаться дальше. Кроме того, стать победителем означало представлять область на всероссийском уровне, а это очень волнительно и ответственно. Пройденные испытания, общение с коллегами и членами жюри изменили моё отношение к себе – стала больше ценить себя как профессионала. Кроме того, я обрела единомышленников, друзей, с которыми мы на протяжении недели общались, обменивались опытом, положительными эмоциями. Мы стали друг для друга по-настоящему родными людьми. А ведь в наше время ценность человеческого общения очень важна и должна транслироваться в первую очередь именно педагогом. – Просматривая вашу страничку ВКонтакте, я наткнулась на комментарий, написанный учителем из Кирова Ольгой Белых, занявшей 2 место в номинации «Педагог-наставник»: «Встретить на своём пути хорошего человека – большая удача! Мне очень повезло, что на конкурсе «Учитель года» я познакомилась с замечательным педагогом, профессионалом и просто душевным человеком, Ольгой Александровной. Уверена, что в её жизни всё сложится удачно, потому что у людей, отдающих добро, жизнь окрашивается только в самые светлые и радостные тона!» Часто ли вам приходится слышать добрые слова в свой адрес? – Я бы сказала, что довольно часто, и это всегда очень приятно. Особенно важна похвала коллег, объективное мнение профессионалов, людей, близких по духу. Сама я тоже стараюсь говорить тёплые слова, подчёркивать что-то хорошее, чаще благодарить.
– Каждый человек, вспоминая детство, школьные годы, говорит не о методах и приёмах обучения, а об учителях, людях, оставивших глубокий след в душе. Кого из педагогов вы считаете своим наставником? – Для меня самым насыщенным и одним из запоминающихся этапов жизни было время обучения в педучилище. С теплотой и благодарностью вспоминаю всех преподавателей, их уроки и внеурочные инициативы. Очень горжусь тем, что моими наставниками были Галина Николаевна Шалгина, Валентина Павловна Анцыгина, Любовь Ивановна Каркина, Ирина Николаевна Барышникова, Александра Михайловна Шитова, Александра Александровна Шипицына, Валентина Ивановна Вахранева, Наталья Геннадьевна Тихомирова. А ещё у нашей группы был самый лучший классный руководитель – Нина Аркадьевна Михалёва. Каждый из перечисленных педагогов, не жалея времени и сил, прививал нам любовь к предмету и профессии, воспитывал уважение и терпение к ученикам, делился с нами своими знаниями и опытом (как педагогическим, так и жизненным), способствовал формированию положительных нравственных качеств, развитию педагогического достоинства. Огромный потенциал был заложен в нас, как профессионалов, именно в студенческие годы. Тогда же я твёрдо решила связать свой профессиональный путь с образованием. – Скажите, в чём заключается счастье наставника? – Мне кажется, что счастье наставника заключается в достижениях, успехах и профессиональном росте его наставляемых. А ещё большее счастье педагог обретает тогда, когда его ученик оказывается успешнее, чем он сам. – Какие ваши планы на ближайшее будущее? – Участие в конкурсе прибавило сил и уверенности, чувствую эмоциональный подъём. Поэтому планирую не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться. Уже в скором времени мы с молодыми преподавателями, У.А. Луковниковой и Е.Д. Шалагиной, поедем в Институт развития образования на семинар, посвящённый взаимодействию наставников со своими наставляемыми. – Сейчас у вас есть возможность обратиться к своим обучающимся, коллегам, группе поддержки. Что вам хочется им сказать или пожелать? – Хочется поблагодарить всех, кто за меня переживал, поддерживал и помогал, тем, кто постоянно был на связи. Это, в первую очередь, моя семья, родители и сыновья. Также это коллеги и друзья. Без вашей поддержки было бы сложнее. Коллегам хочу пожелать вдохновения в работе, стремления к постоянному повышению уровня своего мастерства. Смело двигайтесь вперёд, не бойтесь демонстрировать свои таланты и способности, делиться опытом, педагогическими находками с другими. Студентам хочется пожелать не сомневаться в выбранной профессии, сознательно постигать нужные знания и реализовать себя в области образования. Ведь нет профессии важнее и лучше, чем наша! – Ольга Александровна, спасибо за интересный разговор! Было приятно побеседовать о сфере деятельности, в которой когда-то работала. Желаю вам и дальше оставаться активным, смелым и целеустремлённым человеком, верить в свои силы. Пусть впереди вас ждёт множество чудесных событий и достойных побед!
Ирина Вегера. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»